4 февраля 2018 года, в день памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, приходом строящегося храма в честь святых Царственных страстотерпцев в Ясеневе была совершена паломническая поездка в святое место «Бутовский полигон», где было совершено праздничное богослужение.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников).
Этот праздник можно по праву считать малым престольным праздником строящегося храма Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе.
Под открытым небом, на территории массовых захоронений, прихожане с настоятелем строящегося храма иереем Димитрием Бабуриным, который возглавил богослужение, почтили память всех пострадавших за Веру и Церковь, вознося свои молитвы за всех невинно убиенных в годы минувшего лихолетия. Приложившись к иконам Царственных страстотерпцев и Поклонному Кресту, прихожане получили доброе слово и напутствие.
Сегодняшнее воскресенье – совершенно особенный день для Русской Православной Церкви. Мы отмечаем память всех новомучеников и исповедников Российских. В тяжелую годину гонений эти люди сохранили для нас Церковь Христову, смогли пронести светоч своей веры лампадой неугасимой, сберегли веру в Господа в чистоте и святости. Именно благодаря подвигу этих людей мы имеем пример истинного благочестия, а Церковь Православная получила великих молитвенников и предстателей за нас, грешных. Поэтому мы неустанно в молитвенном порыве взываем: «Святые Царственные страстотерпцы, новомученики и исповедники Церкви Русския, молите Бога о нас!»
Пройдясь Крестным ходом между насыпей погребальных рвов и мемориального комплекса, с именами убиенных здесь людей, прихожане строящегося храма возложили цветы и поставили свечи у поклонного Креста, расположенного в центральной части «расстрельного полигона».
Несмотря на разбушевавшуюся снежную непогоду с метелью прихожане храма Царственных страстотерпцев в Ясеневе уезжали в благодатном расположении духа.
Краткая историческая справка
На Бутовском полигоне под Москвой всего за 14 месяцев 1937–1938 годов были расстреляны 20 760 человек. Сонм священнослужителей и мирян, расстрелянных в Бутове, возглавляет священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Триста двадцать человек из тех, что пострадали за веру на Бутовском полигоне, ныне прославлены в лике святых.
Бывшая спецзона «Бутовский полигон» была открыта для посещения с 1993 г.
Весной 1994 г. – установлен Большой поклонный крест, у которого начали совершать панихиды по убиенным.
В 1995 г. территория Бутовского полигона была передана Русской Православной Церкви. Был выстроен и освящен деревянный храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
С 2000 г. совершаются торжественные богослужения под открытым небом, возглавляемые Патриархом Московским и всея Руси.
В 2004 году, 15 мая Его Святейшеством и Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром была совершена закладка монументального Воскресенского каменного собора с шестью престолами.
19 мая 2007 года собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Алексием II и Первоиерархом РЗЦ митрополитом Лавром.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ >>> «Бутовский полигон»
4 февраля 2018 года Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящее празднование в Неделю, ближайшую к 25 января).
Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших «свидетелей», ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего нас падшего мира, вселяют в нас смиренную и в то же время дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся — не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов «мира сего».
«Чем же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю?
Она отплатила Ему клеветой. Он был высокой нравственности — стали говорить об Его порочности. Он любил Россию — стали говорить об измене. Даже люди близкие повторяли эту клевету, пересказывая друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту в Пскове Он остался Один… Страшная оставленность Царя… Но не Он оставляет Россию, Россия оставляет Его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что Его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от престола… Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны… Государь был убит, Россия молчала… Великий грех — поднять руку на Помазанника Божия… Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. В скорби говорим мы: «Кровь Его на нас и на детях наших». Но будем помнить, что это злодеяние совершено в день св. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию… Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без всяких оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала…»
Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович)
Решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 г. состоялось торжественное прославление Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, включающего более тысячи имен страдальцев, отдавших свои жизни за веру Христову.
Канонизация святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.В воскресенье, ближайшее к 7 февраля (25 января ст. ст.).
Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Такого грандиозного подвига мученичества и стояния за веру, как в Русской Церкви XX века не знает история — количество умученных и пострадавших за православную веру в России превосходит все мартирологи прежних веков вместе взятые. Их бесчисленное множество. Наша Церковь не может пока что даже сосчитать их, не может назвать их имена. Но везде, где мы только ищем эти имена, их оказывается великое множество. Воистину можно сказать, что это величайшее чудо нашего века: через две тысячи лет после пришествия Христова, когда почти весь мир ушел от Бога, отпал от веры, именно наша Русская Церковь смогла дать Богу во время лютейших в истории гонений на веру Христову величайший сонм святителей, священномучеников, мучеников, исповедников, преподобномучеников. Имена и дела многих из них — тайна для людей, но все они увенчаны славой Церкви Небесной. Каждого из них знает Бог и каждое имя повествует нам о великом подвиге, который тождествен подвигу мучеников первых веков.
Вместе с Царственными страстотерпцами к лику святых причислено великое множество новомучеников, исповедников, подвижников благочестия. Почитая все это множество, наша Святая Православная Церковь имеет среди них общеизвестные примеры, объявленные исповеднические подвиги, служащие для нас примером для подражания, образцами благочестивой и святой жизни или плодотворной церковной деятельности, которые предшествовали их славной и мученической кончине, их невинному страданию за Христа. Наша Церковь не оставляет свечу под спудом, но ставит ее на подсвечник, чтобы светила всем. Ибо эти люди, спасаясь, много послужили спасению и исправлению других. Они поистине стали светильниками Церкви Христовой.
Результатом деятельности Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года стало решение о причислении к лику общецерковных святых 1097 новомучеников и исповедников Российских XX века и 57 подвижников веры и благочестия. Всего поименно было прославлено 1154 подвижника. (До 2000 года был прославлен Cвятейший Патриарх Тихон, на Архиерейских соборах 1992 года — 7 человек, 1994 года — 3 человека, 1997 года — 3 человека). Вместе с поименным прославлением подвижников, чей подвиг уже изучен, Архиерейский Собор совершил прославление всех за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских XX века, пока неизвестных людям, но ведомых Богу.
Поскольку пострадавших за веру Христову в XX веке несоизмеримо больше, то отцы Собора постановили совершать поименное включение в состав уже прославленного Собора Новомучеников и Исповедников и в послесоборное время по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых. Процесс агиографических изысканий и прославления продолжается поныне и будет продолжен в будущем. На заседании Священного Синода 24 декабря 2010 года в сонм новомучеников включено имя еще одного святого: таким образом на конец 2012 года в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века поименно канонизировано 1776 человек.
Освященный Архиерейский Собор, который состоялся в Москве 2-3 февраля 2016 года, определил благословить для общецерковного прославления следующих святых, ранее канонизированных Русской Зарубежной Церковью:
страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);
святителя Ионы, епископа Ханькоуского, совершавшего свое архиерейское служение в Маньчжурии с 1922 года и до своей кончины (†1925, память 7 / 20 октября);
священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине (память 10 / 23 июня).
Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13), — говорит Христос. Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями — не по силе, а по благодати.
ТРОПАРЬ
Новомученикам и Исповедникам Российским
Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.