память — 15 октября
Сказание о святых мучениках
Киприане и Иустине.
В III веке в царствование Декия (римский император с 249 по 271 г.) жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователь Киприан, родом из Карфагена.
В детстве посвящен был ими на служение языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости. По достижении 10 лет, он был послан родителями для приготовления к жреческому служению, на гору Олимп.
До 30 лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества — на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы.
Обрёл великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним, отдал ему во власть всего себя и получил от него полк бесов в услужение. Много людей он совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством.
Обратился к нему однажды юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Однажды увидел он девушку Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой — Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту».
Иустина была дочерью язычников.
Когда юноша Аглаид, сын богатых и знатных родителей, предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству.
Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола. Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь нечистых духов, Киприан 3 раза посылал их соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором.
Вознегодовал тогда Киприан и стал мстить Иустине за свой позор.
Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось.
Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа — молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан прозрев, отрекся от дел диавола, взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу, отдал на сожжение все свои книги и умолял крестить его. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.
Киприан вполне изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал он свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался и восходил от добродетели к добродетели. Скоро он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми; при сем, он ревностно заботился о вверенном ему Христовом стаде. Святую Иустину девицу он поставил диакониссою, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игумениею над другими девицами христианскими. Своим поведением и наставлением он обратил многих язычников и приобрел их для церкви Христовой.
Видя строгую жизнь святого Киприана, заботы его о вере Христовой и о спасении душ человеческих, диавол скрежетал на него зубами и побудил язычников оклеветать его пред правителем восточной страны в том, что он богов посрамил, многих людей отвратил от них, а Христа, враждебного богам их, прославляет.
При императоре Диоклетиане во время гонения на христиан епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и подвергнуты лютым мучениям. Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем их бросали в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога. Затем они были осуждены на усечение мечом.
Когда они были приведены на место казни, то Киприан попросил себе несколько времени для молитвы, ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, чтобы Иустина не испугалась, при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.
В каких случаях мы просим о заступничестве святых мучеников Киприана и Иустины.
В результате активной атеистической пропаганды многие в наше время отдалились от Церкви, оторвались от вековых традиций и национальных православных корней. Образовавшаяся духовная пустота немедленно стала заполняться темными силами. На людей обрушился поток книжной продукции, посвященной магии, оккультизму, астрологии и т.п. С помощью телевидения и радио в наши дома то и дело вторгаются всевозможные «целители», маги, йоги. Экстрасенсы открыто обучают своему ремеслу всех желающих. И потому не приходится удивляться, что наши дети в своих играх тоже начинают «видеть», «целить», «заговаривать воду».
Проблема заключается не только в том, что все это хлынуло на нас и люди воспринимают антихристианское влияние (сознательно или бессознательно), но и в том, что у нас нет духовной основы, которая помогала бы защищаться от подобного натиска. Мешает нам повседневная суета, из-за которой трудно бывает вспоминать о Боге, мы не находим времени зайти в храм, не считаем нужным молиться дома. Так проходит жизнь. Между тем вчерашний любимый жених, ныне муж, становится пьяницей и грубияном, а там вырастают непослушные, больные дети, распадается семья… И тут находятся доброхоты, которые советуют сходить к «бабке», к «целителю», «экстрасенсу», — они, мол, приворожат, вылечат, помогут. И те «помогают». А потом вдруг в квартире начинают твориться странные вещи. Или человек, обращавшийся за помощью к колдуну, случайно заходит в храм, и с ним происходит что-то непонятное и невообразимое. Другие неожиданно быстро хоронят своих близких, которых лечили «целители». И только тогда люди наконец-то вспоминают о Боге и о Церкви.
Порой доверчивых людей подкупает то, что экстрасенс посылает своего «пациента» креститься, поставить свечку и пр. Они идут, исполняют его волю и после — в храм ни ногой. Церковь таким людям мешает, ведь она стремится избавить нас от власти диавола. Но для людей отчаявшихся, прошедших всех лекарей, экстрасенсов и колдунов, Церковь и ее спасительная, благодать — это подчас последнее прибежище. Именно здесь они получают благодатную помощь, исцеление и избавление.
Православная Церковь чтит множество святых, сподобившихся за свои подвиги небесной благодати. Угодники Божии помогают нам в различных жизненных обстоятельствах, и, можно сказать, ныне, как никогда, своевременно почитание священномученика Киприана и мученицы Иустины. Память их Православная Церковь совершает 2(15) октября.
По свидетельству жития, Киприан первоначально был известным чародеем. Но однажды случилось так, что его волхвования оказались бессильны против горячей веры девушки-христианки Иустины. Тогда Киприан, осознав пагубность своего пути и своих греховных занятий, отрекся от них и стал ревностным христианином. Позднее он даже был посвящен в сан епископа. Земная жизнь святого завершилась мученическими страданиями за Христа, вместе с мученицей Иустиной, в 304 году.
Сам служивший темным силам, но освободившийся от их власти, священномученик Киприан, пребывая ныне в небесных обителях, помогает всем, призывающим его, избавиться от злых чар и бесовских козней. Его житие глубоко поучительно. Оно свидетельствует: главное средство против колдовских воздействий — это обращение к Богу, усиленная молитва к Нему о помощи. Ведь беды приключаются с нами не потому, что есть колдуны, а потому, что мы отошли от Бога и сами поддаемся бесовскому воздействию. Нужно помнить: с нами Бог и крестная сила Его.
Что же делать для преодоления вражеских бесовских искушений?
Некрещеному человеку необходимо прежде всего принять таинство святого крещения, т.е. стать членом Православной Церкви. О важности этого так говорится в службе священномученику Киприану: «Злобы дна преисподняго дошел еси, к крайнейшей же паки добродетели, отче, возшел еси на высоту, преславно изменився Божественным крещением» (6-я песнь канона, 1-й тропарь). Супругам нужно обязательно повенчаться. Необходимо пригласить священника и освятить свой дом или квартиру, чтобы Господь благословил жилище, оградил его Своею благодатию. Надо ежедневно обращаться к Богу с молитвой и просить Его о помощи. При диавольских искушениях требуется более частое причащение Святых Христовых Таин, а перед этим — искренняя исповедь, причем исповедоваться и каяться нужно не только в поступках и делах, но и в недостойных мыслях и чувствах.