История учебных учреждений в России не только интересна, но и поучительна. Сегодня, когда на наших глазах происходит реформа образования, можно увидеть некоторые отзвуки опытов, через которые государство проходило еще на заре своего становления.
В допетровское время, в конце XVII века, при Алексее Михайловиче, на Руси существовало всего три учебных заведения, где наряду с духовным образованием и богословием решались проблемы грамотности и владения иностранными языками – Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево-Могилянская академия в Киеве и коллегиум в Чернигове. Первая гражданская государственная система обучения детей обязана своим происхождением именно петровскому Петербургу, где по воле императора возникли Адмиралтейская и Литейная профессиональные школы, Морская академия и Академическая гимназия, различные школы грамотности и даже учебные заведения на иностранных языках. Как пример можно привести немецкую школу при кирхе апостола Петра. Позже к ним добавились кадетские корпуса для юношей, Воспитательные дома для сирот и даже – государственные институты для девушек (Екатерининский, Смольный). Можно сказать, что начиная с XVIII века Санкт-Петербург по праву считается первопроходцем достижений отечественной педагогики.
До середины XIX века девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту благородных девиц, куда принимали только дворянок. Девушки в таких заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.
Идею доступного женского образования осуществил Николай Алексеевич Вышнеградский, писавший впоследствии, что он начал «дело совершенно новое в России, не имея перед собой ни предшественников, ни образцов, ни опытов». С этим предложением в конце 1857 года Николай Алексеевич обратился к двоюродному брату императора принцу Ольденбургскому. Идея известному петербургскому благотворителю и меценату Петру Ольденбургскому понравилась, и 28 (15) марта 1858 года в Санкт-Петербурге вышел подписанный императором высочайший указ об учреждении первого в России женского училища для приходящих девиц. Новое учебное заведение получило название «Мариинское» в честь императрицы Марии Федоровны, покровительницы женского образования. Попечителем училища стал управляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, принц П. Г. Ольденбургский. Первое всесословное училище было открыто 19 апреля 1858 года. Первоначально оно располагалось на углу Невского проспекта и улицы Рубинштейна. Сейчас это здание нельзя увидеть в первозданном виде, т.к. с момента открытия в нем гимназии оно дважды перестраивалось. (Невский пр., 45).
В 1862 году Мариинское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая положила начало всесословному женскому образованию в России и к концу XIX века стала одной из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей).
Первая Мариинская гимназия была рассчитана на семилетний курс. В нее принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Учебное учреждение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной. Все предметы делились на обязательные и необязательные. К обязательным относились Закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь опрятно одеваться. Не было в гимназии и наказаний. В первый год существования в ней учились 162 девочки – дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров.
В 1864 году гимназия переехала на Стремянную улицу, в дом Пеля (№ 16). Там же открылись двухгодичные женские педагогические курсы с изучением физиологии и анатомии человека. По окончании учебы девушки получали квалификацию «домашняя наставница» и могли работать учительницами. Позже на базе этих курсов был создан Женский педагогический институт.
Среди первых учениц гимназии, которые пришли еще в здание на Невском пр., 45, были Мария Текменёва (затем Стюнина) и Анна Григорьевна Сниткина (Достоевская). После окончания гимназии лучшие выпускницы были рекомендованы на женские педагогические курсы. Мария Текменёва основала одну из лучших частных гимназий в России, а Анна Григорьевна посвятила себя стенографии, что, как известно, пригодилось впоследствии.
В 1872 году гимназия вновь переместилась. Она обосновалась во флигеле доходного дома Петербургского Коммерческого училища в Чернышевом переулке у Пяти углов (ул. Ломоносова, 13). Тогда это был трехэтажный дом, построенный еще в 1830-х годах. Но и тут гимназии было тесно: число воспитанниц приближалось к 700, а желающих учиться было гораздо больше.
Интересна история этого углового (одного из пяти углов) участка. Угловой дом по Загородному проспекту 13/13 был когда-то украшен башенкой и бельведером и изначально принадлежал полковнику Логинову. В 1798 году этот дом приобрело училище святой Екатерины, которое со временем стали называть Екатерининским институтом благородных девиц. Это училище первоначально в течение года после основания располагалось в Таврическом дворце, а в 1799 году переехало на Загородный пр., 13. Уже в 1800 году училище обрело свой постоянный адрес на Фонтанке, 36 (залы Публичной библиотеки). В освободившееся здание на Загородном проспекте въехало новое учебное заведение – Коммерческое училище. Чаще его называли по фамилии его основателя – Демидовское коммерческое училище. Интересно, что до 1772 года в России не было системы воспитания профессиональных купцов. Все знания и навыки передавались «из рук в руки». Прокофий Акинфиевич Демидов решил, что нужно создать профессиональное коммерческое училище. Это было восьмилетнее образовательное учреждение, при поступлении в которое учащийся должен был уметь читать, писать и считать. Но главное, в училище изучались дисциплины, которых раньше не было – бухгалтерия, история торговли, история коммерции. Училище быстро завоевало популярность, и многие купцы отдавали сюда на учебу своих сыновей. Со временем училище расширяется, количество воспитанников растет и помещение на углу Загородного проспекта становится тесным. Переезжает оно в построенное по проекту архитектора М. А. Макарова здание по ул. Ломоносова, 9 (в 1930-е годы здесь обосновался Институт холодильной промышленности).
Старое здание на Загородном проспекте 13/13 Коммерческое училище превратило в доходный дом. Кроме уже имеющегося на Загородном проспекте 13 доходного дома, училище построило еще один доходный дом (сейчас ул. Ломоносова, 11). Ранее Коммерческое училище сдавало это место извозчичьему двору, т.к. тут жило много ямщиков и извозчиков (об этом напоминает название улицы Разъезжая, по которой извозчики выезжали на Лиговский тракт). Но впоследствии арендаторам было отказано. Был построен современный доходный дом для преподавателей Коммерческого училища и Мариинской гимназии.
В 1839 году к угловому зданию по Загородному проспекту 13/13 по проекту архитектора П. С. Плавова был пристроен двухэтажный корпус. Сегодня его можно определить в комплексе построек по сохранившемуся первоначальному рисунку полуциркульных окон (в заложенные проемы вставлены обычные прямоугольные оконные заполнения). Кроме того, был построен тянущийся во двор трехэтажный флигель. И вот в этот флигель переезжает Мариинская женская гимназия. Для приспособления помещений под нужды гимназии в 1872-1874 годах флигель внутри был перестроен по проекту архитектора Ф. Л. Миллера. Тогда же был надстроен четвертый этаж.
Несколько слов об известном зодчем Санкт-Петербурга Петре Сергеевиче Плавове, одном из немногих архитекторов, сохранивших приверженность классицизму в годы эклектики. Родился будущий зодчий в Парголове в 1794 году. Завершив обучение в Академии художеств, в 1818 году архитектор был причислен в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, а с мая 1853 года в этом Ведомстве он назначается главным архитектором. Петр Сергеевич много построил в Санкт-Петербурге, на некоторых зданиях его имя увековечено в текстах памятных досок. Признанными шедеврами архитектуры являются Училище глухонемых (Гороховая ул., 18), Обуховская больница (Загородный пр., 47). Умер С. П. Плавов 31 июля 1864 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Сегодня, когда слово «гимназия» произносится чаще, чем слово «школа», сложно представить, что современники воспринимали появление Мариинской женской гимназии как совершенно неслыханное заведение для девушек. Атмосфера, царившая тогда в женских институтах, могла соревноваться с атмосферой кадетских корпусов для мальчиков. Вся жизнь протекала по звонку и под неусыпным контролем классных дам и под их окрики. Многие из нас в отрочестве читали книгу Е. Н. Водовозовой, выпускницы Смольного института благородных девиц, «История одного детства», где подробнейшим образом описана будничная жизнь девочек-смолянок.
Отношение к женской гимназии в обществе было неоднозначным. Отмечали, что в сравнении с институтками гимназистки выглядят «более живыми, ловкими, непринужденными в общении».
Педагогами Мариинской гимназии были единомышленники и последователи К. Д. Ушинского. Николай Алексеевич Вышнеградский – первый директор гимназии. Словесность преподавал Стюнин, за которого позже вышла замуж Мария Текменёва. Математику и физику преподавал Александр Николаевич Чернышевский, сын известного демократа. Географию преподавал Д. Д. Семенов, а естественные науки – П. И. Степанов.
Вслед за Мариинской и по ее образцу было создано еще несколько женских гимназий в Петербурге, а затем и в других городах России. Все новые гимназии были подчинены Ведомству учреждений императрицы Марии. Впервые при организации других учебных заведений педагоги из Европы приезжали в Петербург для ознакомления с новым типом женской школы.
С течением времени в гимназии был расширен курс математики, введены новые предметы – гимнастика, гигиена, а изучение иностранных языков стало обязательным.
После революции Мариинская гимназия перешла в ведение Народного комиссариата государственного призрения, возглавляемого А. М. Коллонтай. Несмотря на жуткие условия зимы 1917-1918 года, занятия продолжались. Весной 1918 года состоялся последний выпуск «мариинок». После этого гимназия как тип учебного заведения была ликвидирована, да и разделение на мужское и женское образовательное учреждение было упразднено.
Но само здание по-прежнему использовалось как учебное заведение. Да и преподаватели остались те же, что и до революции. Именно в этом здании впоследствии разместилась первая в СССР школа № 213 с углубленным изучением английского языка. Не в Москве, а в Ленинграде, в здании первой в России женской Мариинской гимназии. Эта школа размещалась на улице Ломоносова до лета 1975 года. Она и сегодня является средней общеобразовательной школой № 213 с углубленным изучением английского языка, только располагается она во Фрунзенском районе на Белградской улице. В здании бывшей Мариинской гимназии на ул. Ломоносова располагается Институт развития образования.
Искусствовед НРФ «МИР» Р. А. Миропольская
Источник:
https://www.nrfmir.ru/ru/content/data-v-istorii-v-peterburge-otkrylas-mariinskaya-gimnaziya