7 /20 марта 321 г. Римский император Константин Великий провоз-гласил Воскресенье днем отдыха

7 /20 марта 321 г. Римский император Константин Великий провоз-гласил Воскресенье днем отдыха

размещено в: История | 0

Ни одно распоряжение властей в истории не соблюдалось с таким удо-вольствием, как эдикт Константина.

В этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государ-ственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы где-то могли совершаться по решению землевладельцев. Воскресный день в Византии был днем выходным даже для рабов. Рабы вместе со своими господами ходили в храмы, молились за Литургией и причащались из одной Чаши…
В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной Литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устра-ивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

В Царской России Воскресный день также свято почитался и был выходным для всех, в том числе и для каторжан. Каторжане в среднем имели около 80 выходных дней в году — дни Воскресные и особые церковные праздники. Лишь в СССР на ка-торгах выходные дни отменили и осужденные трудились 365 дней в году как пра-вило до скорой смерти. Но в целом Воскресение оставалось днем выходным и для безбожников, что, конечно, весьма забавно — те, кто гнобил Церковь, лишал жизни православный люд и продвигал идеи атеизма в реалии объявляли Воскресение выходным днем, а летоисчисление вели от Рождества Христова…

Положил же начало всему, как уже сказано, святой Константин Великий…

***
Равноапостольный император Константин Великий был сыном Констанция Хло-ра, правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой рав-ноапостольной Елены. Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Когда Диоклети-ан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в 306 году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя что христиане — верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врага-ми, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.

В 312 году возникла новая война императора Константина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны незадолго до решительной битвы в по-луденные часы, когда солнце уже начало склоняться к Западу, Константин соб-ственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай» (по-гречески: ἐν τούτῳ νίκα). Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения святого креста.

Одержав победу над Максентием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана».

В Риме Константин оставался не долго и отправился в Милан, вероятнее всего, в начале 313 г. Сюда прибыл и Ликиний. Здесь было отпраздновано бракосочетание Ликиния с сестрою Константина, и тем еще более укреплен их союз. В Милане они пробыли не дольше апреля. Здесь составлено было ими законодательное постановление, которым определялось положение христиан в империи. Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозре-вая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Константин сде-лался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государ-ственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требо-вания, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян зако-ны против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завеща-ниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, прика-зал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325 г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название горо-да Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане.
Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Серди-ка (ныне София), о которой он говорил: «Сердика — мой Рим.» Наконец он совер-шенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи. Ей стал город Византий на бе-регах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языче-ских богов — священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески ста-рался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 году.

Источник:
https://filin-dimitry.livejournal.com/1953411.html