По смерти князя Юрия Долгорукого его сын Андрей сделался великим князем, но не поехал в Киев княжить, а остался на княжении в Суздальской земле, где своей столицей сделал город Владимир. Этот город, прежде малонаселенный и небога-тый, при нем разросся и населился. Андрей украсил новую столицу церквами, из которых самой большой и богатой была церковь во имя Успения Богородицы. Сюда была перенесена чудотворная икона из Боголюбова. Она стала известна под именем Владимирской иконы Божией Матери. Кроме этой церкви князь Андрей построил еще много других, как во Владимире, так и в других городах Суздаль-ской Руси.
По своему благочестию и набожности Андрей Боголюбский напоминал своего де-да – Владимира Мономаха. «Андрея, — говорил летописец, — можно было всегда видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах; всенародно раздавал он убогим милостыню, чтил духовенство, монахов и за это слышал себе постоян-ные похвалы. Как дед, не любя войны, он, тем не менее, был готов постоять за русскую землю против всякого врага».
Но одна черта сильно отличала Андрея от Владимира Мономаха.
Андрей Боголюбский был первым из князей русских, который задумал установить на Руси единодержавие. Он понимал, что постоянные усобицы губят землю, что Русь от этого все больше и больше беднеет и слабеет. Не делился он, поэтому вла-стью в Суздальской земле со своими младшими братьями, отстранил от себя и старых отцовских бояр, которые привыкли, слишком вмешиваться в княжеские дела, не любил советоваться с дружиной. Таким же «самовластцем» хотел он быть и во всей русской земле: он задумал подчинить себе всех других князей.
В начале 1169 г. Андрей Боголюбский принимал посольства 50 русских городов с жалобами на произвол и несправедливость киевского князя Мстислава Изяслави-ча, который своим поведением умудрился нажить себе множество врагов среди князей. Здесь стоит посмотреть на ситуацию подробнее.
Мстислав Изяславич любил совершать грабительские походы на половцев. После удачного похода в 1168 году, он позволил своим слугам совершить еще несколько грабительских налетов на половцев, и эту добычу он решил оставить себе, не раз-делив со всеми князьями. Узнав про обиду князей, Мстислав Изяславич предло-жил в том же году совершить еще один налет на половцев. Однако это не помогло: Два Ростиславича, Давид и Рюрик, поверили навету, что Мстислав Изяславич хочет их извести на ближайшем пиру. Они потребовали от него крестного целования, что их не тронут. Мстислав Изяславич же был оскорблен таким требованием, так как не знал за собой никакой вины. Он потребовал выдать ему тех людей, кто возводит на него поклепы и ссорит князей. Легко понять, что это требование не могло повысить к нему доверия.
Одновременно возник и конфликт с Владимиром Андреевичем, сыном Андрея Бо-голюбского, из-за пограничных владений. Владимир Андреевич не стал вступать в вооруженный конфликт с Мстиславом Изяславичем и уехал к себе в Дорогобуж, но у последнего появился еще один враг.
Последней каплей стало назначение на новгородский стол молодого князя Рома-на Мстиславича — сына Мстислава Изяславича, который откликнулся на просьбу Великого Новгорода о присылке князя. Данное назначение не было согласовано ни с одним другим князем Руси. Новая междоусобица стала неминуемой.
Против Киева выступали также четыре князя из дома Рюрика. Во Владимире был собран собор, на котором принято решение о войне против Киева. В работе Собора приняли участие многие князья Руси:
1) Глеб Юрьевич (Переяславль);
2) Роман (Смоленск);
3) Владимир, сын Андрея Боголюбского (Дорогобуж);
4) Рюрик Ростиславич (Овруч);
5) Давид и Мстислав Ростиславичи (Вышгород);
6) Олег и Игорь Святославичи (Новгород-Северский);
7) Всеволод Юрьевич — Всеволод Большое Гнездо;
Собор провозгласил Андрея титулом «Великий», которым именовался только ки-евский князь. Но Великий князь Владимирской Руси не пошел с объединенным войском на Киев, а отправил своего сына Мстислава в качестве руководителя.
К антикиевской коалиции князей не присоединился Чернигов. Святослав Всево-ловович, князь черниговский, не признал старшинство Андрея Боголюбского, по-этому воевать против Мстислава Изяславича у него не было никакого резона. Час Чернигова в войне с Киевом придет позже.
Михаил Юрьевич, один из родных братьев Андрея Боголюбского, тоже отказался от участия в походе. Он предпочел выполнить поручение Мстислава Изяславича и отправился с «черными клобуками» в Новгород на помощь Роману Мстиславичу. Но по дороге был перехвачен Рюриком и Давидом Ростиславичами возле Мозыря и взят в плен. Таким образом, Новгород оказался вне войны.
Поход на мать городов Русских был организован с математической точностью. Многочисленные отряды разных городов выступили по отдельности и шли свои-ми дорогами. Пришли одновременно 5 марта и встали под стенами стольного гра-да объединенным войском. Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский и Ярослав Изяславич луцкий) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев.
Штурм продолжался 3 дня. Впервые в истории киевляне согласились выдержать осаду, а не вышли к осаждавшим, как, например к Мстиславу, и не предложили ему княжение. Город был захвачен 8 марта 1169 г. и разграблен. Около 300 лет град Киев стоял неприступным, теперь пал под натиском объединенной армии русских городов. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их, паче же за митрополичью неправду». Город был взят приступом «на щит», чего прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Мстиславу Изяславичу с частью дружины удалось вырваться из города в направлении на Василев и укрыться во Владимире Волынском.
Город грабили избирательно. Среди победителей были специальные подразделе-ния, которые не принимали участия в грабеже. Они оперативно вошли в город первыми и взяли под охрану все храмы и монастыри. Все христианские святыни, реликвии и церковная утварь были бережно упакованы и под строгой охраной ор-ганизованно покинули город. Все, что имело отношение к Церкви, было перевезено во Владимир и встречено там с почетом и праздником.
12 лет назад Боголюбский, тайно увез чудотворную икону Богородицы из киевского Вышгорода во Владимир. Икона Богородицы участвовала в походах князя на волжских булгар, в землю, где царили язычество и ислам. Теперь за Богородицей отправилось все церковное имущество города.
Отец Андрея, Юрий Долгорукий, настойчиво искавший великого стола, был отравлен киевлянами. Андрей участвовал в большинстве войн за Киев и видел, как много крови льётся из-за желания обладать этим городом. По этой и по дру-гим причинами, Андрей не сел в Киеве, а посадил своего брата Глеба, чем прини-зил статус стольного града. С этого времени падает значение Киева, и главным городом становится Владимир.
После взятия Киева, никто из русских князей не мог равняться с Андреем своим значением. Каждого кто сопротивлялся его приказаниям, он лишал власти. «Не велю тебе быть в русской земле, ступай вон», говорил он такому князю, и никто не осмеливался противиться Андрею. Но его попытка утвердить на Руси единодержавие не удалась. Из-за своей строгости Андрей был убит своими боярами раньше, чем успел окончить начатое им дело.
После его смерти опять начались споры, и ссоры между князьями… Мало-помалу русская земля распалась на много независимых друг от друга областей, из которых в каждой были свои великие князья и младшие, которые теперь стали называться удельными. Все эти князья вели между собой усобицы, как и было раньше в Киевской Руси.
Источник:
https://pereklichka.livejournal.com/704346.html