Свержение памятника П. Столыпину в Киеве во время манифестации, как символ ненависти к царской России и своей истории.
После смерти Петра Столыпина 5 сентября 1911 г. (в результате покушения в киевском городском театре), киевская городская дума приняла решение установить памятник в его честь. Первоначально планировалось поставить его напротив здания Оперы, однако против этого выступила вдова покойного.
Тогда городские власти решили установить памятник перед зданием Городской думы. Благодаря пожертвованиям было собрано около 120 тысяч рублей, из них 20 тысяч внёс ассигнациями лично император Николай II. Деньги, которые остались после сооружения памятника, были направлены на помощь вдовам и сиротам.
Открытие памятника Столыпину.
Памятник был заложен летом 1912 года, а уже 6 сентября 1913 года, к двухлетней годовщине убийства Столыпина, был торжественно открыт. Автором проекта памятника стал итальянский скульптор Этторе Ксименес, соорудивший также памятник Александру II в Киеве. За работу скульптор деньги не взял.
Памятник П. А. Столыпину и фигура «Скорбь». С открытки 1910-х гг.
Всё началось с «шевченковских дней» (9-19 марта). С 16 марта в Киеве начались непрекращающиеся «украинские марши», а по сути, первый в истории города Майдан. Его собрали многочисленные представители оголтелых националистов (ред.), «народников», украинские эсеры и социал-демократы, анархисты. Выходили кружками и семьями, партиями и фракциями, преподаватели выводили на площадь свои классы. Поднимали флаги, ставили трибуны, выступали с грузовиков и фонарных тумб.
Митинг возле Софийского собора, Киев. Март 1917 год.
Самое «веселье» началось тогда, когда на акцию явились 30 тысяч солдат Киевского гарнизона и учебных полков, очень не хотевших отправки на фронт, а потому горячо поддержавших и свержение царя, и национальное возрождение. Постепенно к ним присоединялись киевские «низы»: лавочники и молочницы, дворники и грузчики, кухарки.
Демонстрация в Киеве, март 1917 год. Бессарабская площадь.
Перед сносом во время 100-тысячной манифестации революционеры организовали над памятником защитника самодержавия «народный суд».
По инициативе эсеров было решено снести его как символ, олицетворявший в Киеве самодержавие и царизм. Для сноса была построена импровизированная виселица.
Перед собравшимися киевлянами выступали «адвокаты» и «обвинители». Когда же «народный суд» был окончен и зачитан «приговор», то фигуру Столыпина при помощи металлических лебедок сперва подвесили над постаментом, а потом, под восторженные крики толпы, сбросили на землю.
Свержение памятника Столыпину, 19 марта 1917 года.
Статуя некоторое время пролежала на заводе Арсенал, прежде чем была переплавлена. Скульптуры «Витязя» и «Женщины-России», украшавшие пьедестал памятника, также попали на завод «Арсенал», позднее было принято решение передать их в Лаврский музейный заповедник, где они бесследно исчезли.
Нужно отметить, что в том же марте 1917-го был снесен и второй памятник Столыпину, воздвигнутый в 1913 голу в Симбирске. И сделали это не украинские национал-патриоты, а российские левые: эсеры, большевики и меньшевики, «бундовцы» и т.д. Что же касается кадетов, октябристов и разных там «центристов», то они, как и их киевские однопартийцы, не возражали против этого вандализма и святотатства.
Но самое интересное то, что памятник Александру II, стоявший на Царской (ныне Европейской) площади Киева, тогда никто не тронул. Более того, когда летом 1917-го кто-то похитил с него серебряные венки, их нашли – и бережно вернули на прежнее место. Судя по всему, к царю-освободителю у киевлян претензий не было – ни у «свидомых», ни у русофилов, ни у левых, ни у правых.
Лишь в 1920 году его статую демонтировала советская власть.
Памятник Александру II в Киеве (скульптор Э. Ксименес, 1911).
Спустя два года после разрушения памятника Столыпину на том же месте был воздвигнут гипсовый памятник Карлу Марксу, который вскоре был разрушен деникинцами. В 1923 году в стороне от места бывшего памятника был сооружён новый памятник Карлу Марксу, воздвиженье которого и показало, какими идеалами теперь дышит некогда единый русский народ-богоносец.