В апреле 1904 года, 111 лет назад, на внешнем рейде Порт-Артура, при до сих пор невыясненных обстоятельствах, взорвался флагман 1-й русской Тихоокеанской эскадры эскадренный броненосец «Петропавловск». Вместе с кораблём погибли: командующий Флотом Тихого океана вице-адмирал Степан Осипович Макаров, чины его штаба, художник Василий Верещагин, большинство экипажа броненосца.
Адмирал Макаров — мореплаватель и флотоводец был известен как крупный талантливый ученый — океанолог и гидролог; как изобретатель и судостроитель — создатель первого в мире ледокола «Ермак» и первый его командир; как полярный исследователь — это его девиз «К Северному Полюсу — напролом!», осуществился только в 1977 году атомным ледоколом «Арктика»; как новатор, применивший на флоте, казалось, все новейшие технологии своего времени — от торпедных атак до радиосвязи и бездымного пороха; он был первым русским кинематографистом, снимавшим на пленку уже первые экспедиции «Ермака» в Арктику… Это был глубоко верующий православный христианин, принимавший самое живое участие в строительстве первого православного храма в Японии и Морского Собора — гордости современного Кронштадта. Это был друг и сподвижник о. Иоанна Кронштадтского, Д.И. Менделеева, георгиевский побратим генерала М.Д. Скобелева, друг знаменитого художника — баталиста В.В. Верещагина, стоявшего рядом на мостике в момент гибели «Петропавловска». Для русских моряков имя адмирала Макарова — это святыня.
Официальная версия — взрыв корабля на «минном букете» (никаких «букетов» никто в море не видел) и детонация боезапаса вызывает сомнения. Броненосец, случись с ним такая беда, превратился бы в облако пара. Достойно сожаления, что действительного, досконального расследования этой роковой катастрофы так и не случилось. Громадный корабль ушёл под воду за неполные две минуты, хороня в морской пучине не только адмирала, его Штаб и моряков флагмана, но — и надежду России выиграть войну. В чём причина? Однако, выяснять реальные обстоятельства гибели «Петропавловска» никто не торопился. Команды не было. Труды нескольких Следственных и исторических комиссий по выяснению обстоятельств тех или иных эпизодов войны 1904−1905 гг. дотошностью и объективностью похвастать не могли. Места кровопролитий остались за границей, безвозвратно пропал огромный массив документов (включая корабельные вахтенные журналы — важнейший источник информации для следователей), Япония перестала быть врагом, да и мало ли чего могли открыть народу и государю не по субординации ретивые и добросовестные следователи. А посему сошлись на версии, которая устраивала — и публику и, в особенности, некоторых бывших порт-артуровских деятелей, сохранивших высокие посты в послевоенное время.
Достоверный ответ на вопрос об истинных причинах взрыва могло бы дать водолазное обследование лежащего на мелководье (!) близ Порт-Артура русского флагмана. И такие обследования были. Их выполнил японский предприниматель и водолаз Сакурая Цериносуке в 1909—1913 гг., с коммерческими целями выкупивший у японского правительства всё, что осталось от «Петропавловска». Свидетельские показания японского водолаза вдребезги разбивают официальную картину гибели броненосца. Г-н Сакурая утверждал, что весь боезапас корабля — нетронутый — остаётся в местах хранения. Носовая часть, по которой якобы ударила целая связка японских мин, стоит на ровном киле, кормовая — перевёрнута. А вот средней части броненосца японец не увидел вовсе, она действительно превратилась в груду обломков вместе с 14-тью паровыми котлами, взорвавшимися, возможно, — когда забортная вода хлынула в машинное отделение. Уместно вспомнить, что места расположения боезапаса и машины на «Петропавловске» защищал главный броневой пояс, состоявший в районе котлов — из стали толщиной 406 мм. (в носу и в корме — 305 мм.). Так каким же образом вода оказалась у котлов броненосца? Ответа нет. Японца никто не спрашивал, Следственную комиссию по «вновь открывшимся обстоятельствам» никто созывать не собирался. «Следствие закончено, забудьте». Спустя много лет, в 2011 г. научно-поисковая экспедиция Тихоокеанского флота «Искра» с большим трудом добилась разрешения от китайских властей провести поиск затонувшего «Петропавловска». Изучая отчёт экспедиции об этой работе, невольно сокрушаешься об упущенном времени. Тихоокеанцы с помощью дистанционной аппаратуры смогли найти на дне океана остатки корабля, но ни о каких подводных обследованиях корпуса не могло быть и речи, китайские товарищи были решительно против.
Будь члены следственной группы хоть чуть-чуть неленивее и любопытнее, возможно, они бы поинтересовались перечнем выживших после взрыва корабля, а — в особенности — именами лиц, списанных или удалившихся с броненосца накануне катастрофы. Вдруг там бы оказались такие, кто вполне себе безбедно проживал уже вдали от родных осин? Подрывы кораблей на минах случались, но ни один не привёл к таким роковым последствиям. 2 мая 1904 г. у Порт-Артура на русских минах подрываются японские броненосцы «Хацусе» и «Ясима». Оба тонут медленно, первый успевает спустить шлюпки, второй тонет по пути на базу. Русский броненосец «Победа», в день гибели Макарова наскочивший на мину, своим ходом возвращается в Порт-Артур. Если считать, что «Петропавловск» взорвался на японских минах, поставленных накануне, тайно, в месте прохода кораблей эскадры, непонятно, почему японцы, осторожные и предусмотрительные японцы, проявили беспечность и не предвидели, что русские могут сделать то же самое? Если предположить, что взрыв «Петропавловска» был иного происхождения, тогда понятно. Японские моряки, до гибели «Хацусе» и «Ясима» просто не знали, как взрываются на минах одни из самых мощных кораблей того времени.
Тайные операции японской стороны против России ещё ждут своих исследователей, но некоторые факты стали известными. Военный атташе полковник М. Акаси, выполняя указания своего Генштаба, предлагал лидерам революционных партий японскую помощь для организации вооружённого восстания в России. На иностранные деньги закупались и переправлялись в Россию оружие, взрывчатка, организовывались теракты, бунты и забастовки, печаталась революционная литература. Особый интерес для авторов диверсионных операций представляло проникновение в действующие русские армию и флот, а также на предприятия, выполняющие военные заказы. Не так давно опубликованы документы петербургской полиции, где содержатся сведения о попытках в 1904 г. вывести из строя новейшие русские корабли, которые готовились к походу на помощь осаждённому Порт-Артуру, например, эскадренный броненосец «Орёл»: там злодеи сыпали стальные опилки в подшипники машины, а также, «позабыв» задраить нижние иллюминаторы, притопили корабль прямо у кронштадтской стенки.
До сих пор принято считать, что это были действия кучки оставленных без прибавки к жалованию работяг, либо не желавших отправляться в бой матросов-анархистов. Кроме того, почему-то «стыдными», по мнению некоторых «экспертов», являются попытки обратить внимание на закулисье войны. В таких случаях принято иронизировать над «шпионскими страстями». А зря.
Эффект от тайных спецопераций сегодня, в начале XXI века, следовало бы оценить по достоинству. В самом деле, сравните расходы, например, на строительство и вооружение флота, требующие гигантских средств и многих лет, и затраты на подкуп нескольких — ну пусть десятков — мерзавцев в нужных местах, в нужное время. Петербургские сыщики раскрыли не одно, а множество шпионских гнезд в столице империи. У героя рассказа Александра Куприна, штабс-капитана Рыбникова, был реальный прототип и не один. В столице! А что творилось в Порт-Артуре? Офицеры японского Генштаба не гнушались прикидываться прачками и парикмахерами. Целый пароход с такими «прачками» покинул порт-артурский рейд накануне войны.
А гибель линкоров «Императрица Мария» в 1916 г. и «Новороссийск» в 1955 г. Наконец, гибель АПЛ «Курск» в 2000 г. Вопросов больше, чем ответов. Как знать, прояви в своё время русское правительство щепетильность и настойчивость в отыскании действительных подробностей неудач армии и флота на войне 1904−1905 гг., установи стандарты добросовестного расследования на примере гибели адмирала Макарова, возможно, в анналы отечественной истории были бы включены образцы государственного подхода к решению задач исторической значимости, созданию фундамента для будущих побед. Увы, не случилось.
Возвращаясь к Степану Осиповичу Макарову, не забудем, что бой адмирала был продолжен трудами и подвигами его сослуживцев-учеников, его военными, научными и техническими достижениями, наконец, вдохновляющими примерами его личной отваги и преданности Отечеству. «Макаровский запал» вовсе не мог исчезнуть. Как написал впоследствии известный публицист М. Меньшиков: «Миру были явлены примеры такого бесстрашия, при котором нация не умирает».
Важно помнить, что затевая войну, Япония, которую вооружили и натравили на Россию Великобритания и Американские Соединённые штаты, вовсе не собиралась ограничиться захватами Кореи, Порт-Артура и Маньчжурии. Замах был куда решительней: потеснить русских до рубежа Читы, отобрать Приморье и часть Сибири. Война шла за будущее России. С первоклассными мировыми державами воевала русская окраина — в самый напряжённый период войны Россия смогла выставить против японцев не больше 10% своих вооружённых сил. Этого хватило, чтобы перемолоть сильнейшую японскую военную машину. Кровопролитие было закончено по инициативе японской стороны. Россия сохранила в неприкосновенности богатейшие сибирские и дальневосточные земли, которые продолжали быстро заселяться и развиваться. Не будет натяжкой утверждение о том, что через несколько десятков лет — именно сохранённая на Востоке сила страны, сибирский людской и материальный резерв лёг решающей и победной гирей на весы величайшей из войн.
Заслуга в этом адмирала Макарова, а также тысяч воинов русских императорских армии и флота, — огромна.
Источник: https://svpressa.ru/post/article/118656/