Георгий Яковлевич Седов родился 23 апреля (5 мая) 1877 года на хуторе Кривая Коса (ныне поселок Седово Донецкой области) в простой рыбацкой семье. Родители были неграмотными и особого желания обучать сына тоже не испытывали. Только когда Георгию исполнилось 14 лет, он пошел учиться в начальную трехклассную школу, которую окончил за два года. После школы ему пришлось батрачить, затем послужить на торговом складе, но все это время он продолжал заниматься самообразованием, читал много книг.
Георгий Седов с ранних лет мечтал стать капитаном дальнего плавания. Наиболее подходящим учебным заведением для воплощения в жизнь этой мечты были мореходные классы. Они находились в Таганроге и Ростове-на-Дону. Седов окончил мореходные классы имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону и начал плавать капитаном на небольших судах в Черном и Средиземном морях. Тем не менее у него осталось желание продолжить учебу. Для этого требовалось перейти на воинскую службу, и он становится вольноопределяющимся в военно-морском флоте в Севастополе. Здесь он был зачислен в учебную команду и назначен штурманом на учебное судно «Березань».
В 1901 году он получил по экзамену звание прапорщика запаса, после чего переехал в Петербург. Здесь он экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса и был произведен в поручики запаса. В 1902 году Седов поступил на службу в Главное гидрографическое управление, где занимался картографическими исследованиями.
В апреле 1902 года Седов был назначен помощником начальника гидрографической экспедиции и служил на пароходе военного ведомства «Пахтусов». На этом судне Седов производил съемку и делал описание берегов Новой Земли. Эта работа Георгия Яковлевича получила высокую оценку.
В 1904 году он назначен в Амурскую речную флотилию, где, командуя миноноской № 48, охранял вход в Амур от японских кораблей. После окончания войны он еще два года провел на Тихом океане и продолжил заниматься исследовательской работой. Именно в это время были подготовлены и опубликованы его статьи «Северный океанский путь» и «Значение Северного океанского пути для России».
В 1908 году работал в Гидрографической экспедиции Каспийского моря, а уже в 1909 году проводил исследования в районе устья Колымы. Результаты работ Седова на Колыме были высоко оценены Академией наук, а Русское географическое общество избрало Георгия Яковлевича своим действительным членом.
Но главной мечтой Георгия Седова оставался Северный полюс. Еще в 1903 году он строил планы путешествия к этой точке земного шара. Со временем желание превратилось в навязчивую идею. Параллельно проблемой Северного полюса занимались представители многих стран, которые пытались захватить лидерство в этом движении. Седов всеми доступными средствами доказывал, что русские должны принять участие в данном «соревновании», и в этом его поддержали некоторые депутаты Государственной думы и в Морском министерстве, которое, однако, считало экспедицию смертельно опасной авантюрой. Но Совет министров денег не дал и еще осудил проект Седова.
Тем не менее Георгий Яковлевич самостоятельно начал готовить экспедицию. С помощью газеты «Новое время» и ее совладельца М. А. Суворина был организован сбор пожертвований на нужды экспедиции. Общественный подъем был огромен. Даже император Николай II пожертвовал экспедиции 10 000 рублей.
С большими трудностями было найдено экспедиционное судно. Им стала парусно-паровая норвежская шхуна «Святой великомученик Фока». Водоизмещение судна оказалось незначительным, из-за спешки ремонт не удалось довести до конца. Трудности были с командой, продовольствие оказалось некачественным, собаки негодными. Также экспедиция ушла в плавание без радиостанции.
В августе 1912 года команда вышла из архангельского порта. Седов предполагал зазимовать на Земле Франца-Иосифа и оттуда отправиться к полюсу. Но поздний выход позволил добраться только до Новой Земли, где команда и зазимовала. После выхода из Архангельска Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина». Зимовка утомила людей, заметно истощила имеющиеся ресурсы. Тем не менее в очень тяжелых условиях были проведены многочисленные научные исследования.
В июне 1913 года Седов был вынужден отправить в Крестовую губу капитана Захарова и четырех заболевших матросов. Они должны были доставить научные материалы и почту в Архангельск. На большой земле к этому времени считали, что экспедиция Седова уже погибла.
Только к сентябрю 1913 года судно освободилось ото льда и смогло продолжить плавание. Топлива и продовольствия практически не осталось. У берегов Земли Франца-Иосифа судно опять затерли льды. На новую зимовку экспедиция встала в бухте Тихая. Она была удобна для зимовки, корабль стоял практически у берега, но среди участников экспедиции началась цинга. 2 (15) февраля 1914 года больной Седов и двое матросов на трех собачьих упряжках предприняли попытку добраться до Северного полюса. В дороге болезнь усилилась. Георгий Седов умер 20 февраля (5 марта) 1914 года. Спутники похоронили его на мысе Аук острова Рудольфа. Это случилось на восемнадцатый день похода. Матросы Г. В. Линник и А. М. Пустошный вернулись на судно. В августе 1914 года «Фока» добрался до рыбацкого становища Рында на Мурмане. Биография Георгия Яковлевича Седова увековечена на географических картах мира. Его именем названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде и ледокольный пароход.
Источник: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/siedov-gieorghii-iakovlievich