pravoslavie.ru
12 октября с.г. на портале pravoslavie.ru была опубликована статья «УМК “Приходская школа ‘под ключ’” или ключ от ящика Пандоры?», посвященная разбору учебно-методического пособия для воскресных школ за авторством диакона Ильи Кокина. Статья вызвала огромный читательский интерес, поскольку затронула многочисленные проблемы и вопросы современного воспитания и духовно-нравственного образования подрастающего поколения христиан. 18 октября мы опубликовали ответ диакона Ильи, а сегодня – ответ протоиерея Александра Шаргунова на возражения диакона Ильи.
Прежде всего, хотел бы ответить диакону Илии Кокину, что я, несмотря на свой «престарелый» возраст (как подчеркивает диакон, освобождая меня от ответственности за критику в его адрес), в полноте участвовал в написании этого текста, в здравом уме и твердой памяти подписывал составленный мною вместе с моими соавторами текст, и несу за него полную ответственность. Я никому никогда не позволял манипулировать своим именем. Уже более 30 лет я преподаю в МДАиС и имею некоторый педагогический опыт в общении с молодежью. Также за 44 года своего священства я имел возможность узнать, что такое преподавание в воскресных школах и катехизация готовящихся к принятию Крещения. Кроме того, у меня свежа память о противостоянии разгулу нечестия, особенно в 1990-е годы, когда я возглавлял Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества», в котором активно участвовали Валентин Григорьевич Распутин, Игорь Ростиславович Шафаревич, Василий Иванович Белов и другие видные деятели науки и культуры. Статья «УМК ‟Приходская школа ‘под ключ’” или ключ от ящика Пандоры?» (Pravoslavie.Ru) – это как бы продолжение деятельности нашего Комитета. Неслучайно, что и в этот раз почти одновременно с нами выступили с комплексным заключением на материалы упомянутого УМК три известных деятеля науки: доктор юридических наук, профессор М. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор И. Понкин и доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования В. Слободчиков – «Материалы, пропагандирующие антисемейные ценности» (Ruskline.Ru) – и вслед за ними – вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, заместитель председателя Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы А. Соловьев – «Крайне аморальная и педагогически неадекватная книга» (Ruskline.Ru). А самое главное – откликнулись многочисленные читатели сайта в красноречивых комментариях к нашей статье. Каждый комментарий, даже при краткости текста, может претендовать на отдельную статью.
Что касается обвинения диакона Илии в том, что с ним поступили не по-христиански, когда, не поговорив с ним лично и не пожаловавшись Священноначалию, сразу выставили данный вопрос на всеобщее обсуждение, – то это неправда. Сам диакон свидетельствует об этом, говоря, что 23 апреля этого года в СОРОиК с ним встречалась инициативная группа, которую он называет в своем ответе как «двое разгневанных тетенек с улицы». Какое самодовольство и надмение надо иметь, чтобы так назвать заслуженных учителей, ревнующих о достоинстве Церкви и чистоте наших детей! Того гляди, и упомянутых выше ученых мужей, обличающих его, он назовет «дяденьками с улицы». А что уж говорить обо всех прочих, высказывающих свое возмущение в многочисленных комментариях! На этой встрече в СОРОиК (где, кстати, присутствовал и архиерей) диакон Илия, как он сам пишет, «слышал дословно и в полном объеме те же самые обвинения, что были в статье». И обращение к Священноначалию, ответственному за образование и катехизацию (в том числе и с моей стороны) тоже было, причем неоднократное.
Диакон Илия приводит два основных доказательства своей правоты.
- Первое. Ссылка на благословение священноначалия и свое послушание ему. «Это официальная позиция Церкви, – говорит он. – Точка!»
- Второе. Плод своей деятельности: положительные отзывы некоторых регионов, напечатанные на его сайте detovoditel.ru.
Сквернословие, имеющее официальное разрешение на распространение, не перестает быть сквернословием
Что на это можно сказать? Сквернословие, имеющее гриф, то есть официальное разрешение на распространение, не перестает быть сквернословием. Те цитаты из сочинений диакона Илии, что были приведены в нашей статье (совсем не вырванные из контекста, как он пишет), – то же сквернословие. Смешение (Вавилон) святыни с грязью – главная сила «человека беззакония».
Мы знаем, что свои решения епископы принимают, как правило, на основании заключений экспертов. И тогда вопрос сводится в основном к тому, каковы эти эксперты. К сожалению, многие из них дают повод усомниться в их непредвзятости и компетентности. Я мог бы привести целый ряд примеров. То, что сочинения диакона Илии получили гриф СОРОиК и Издательского совета, только подчеркивает остроту ситуации.
Читая комментарии к нашей статье, мы думаем о том, что такое подлинное послушание в Церкви. Не являет ли позиция оппонентов диакона то послушание, в котором всегда и особенно сегодня нуждается Церковь?
Послушание Богом установленной иерархии свято. Церковь учит послушанию. Христианин должен слушаться пастырей: епископов, священников, своего духовного отца, – это вменяется ему как послушание Самому Христу. Но вот что вызывает у верующих недоумение, с которым они всё чаще приступают к своим пастырям. Вопросы, созвучные вопросам наших комментаторов. Разве не из послушания венчал священник в храме Большого Вознесения в Москве известную всем пару кощунников – Собчак и Богомолова? Разве не из послушания проводилась как-то в стенах МДА встреча с рок-музыкантом Б. Гребенщиковым, который исповедует одновременно Православие и дзен-буддизм и в каком-то интервью заявляет: «Траханье девушек для меня не менее свято, чем молитва» (простите, что пришлось еще раз процитировать непотребство). И разве не из послушания распространяется в Церкви неоднократно осужденное богословскими конференциями учение Кочеткова? Разве не о таких явлениях приснопамятный отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Если вы не разорите их, они разорят вас»?
Многие прихожане в недоумении. Иногда их вопросы как бы не имеют духовного измерения. Что делать, если, например, один священник (епископ) призывает всеми силами бороться с принятием ИНН, а другой не придает этому явлению значения? Как быть, если один священник (епископ) призывает вакцинироваться против ковида, а другой предостерегает от этого? Но есть вопросы, относящиеся к серьезному духовному выбору. Как должен был поступать верующий, когда многие пастыри увлекали его в обновленчество? Кого должен был он слушаться, когда в течение более века почти все церковные кафедры были заняты еретиками-арианами, или в период, когда ересь монофелитства исповедовали сразу четыре православных Патриарха? В Православной Церкви нет догмата о непогрешимости епископов. Нет сомнения, что по мере приближения прихода «человека беззакония» Церковь будет подвергаться и в этом отношении все более серьезным испытаниям.
Есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины и чистоты жизни по заповедям Христовым
Невозможно переоценить добродетель послушания. За непослушание человек лишился рая, за свое послушание он вводится паки в рай. Святые отцы говорят, что даже если священник в своем пастырском руководстве неправ, Промысл Божий может устроить послушание ему во спасение. Но есть один абсолютный предел послушанию: отступление пастыря от чистоты исповедания истины и чистоты жизни по заповедям Христовым, потому что в этом – самое великое непослушание, может быть, худшее, чем непослушание первого человека. Потому Христос и говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). И апостол Павел пишет: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). И другой апостол: «Ангелу Сардийской Церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр. 3, 1).
В отличие от католиков, наша Церковь не делится на учащих и учащихся. Каждый христианин принял в Крещении и Миропомазании полноту даров Духа Святого. Если епископ или священник неправильно учит об истине, то мирянин не освобождается от ответственности за свой выбор. «Подобает более слушаться Бога, нежели человеков» (Деян. 5, 29). Крайне опасным представляется весьма распространенное заблуждение о том, что миряне слишком малые величины, чтобы заниматься вопросами веры. Такое умаление себя странным образом может сочетаться с непослушанием Церкви в вопросах, давно решенных на Вселенских и Поместных Соборах, которые начинаются словами: «Изволися Духу Святому и нам». Хотя странного здесь нет ничего, потому что в том и в другом случае совершается упразднение христианства – непослушание Христу Богу.
И обратим еще раз внимание на второе доказательство «полезности» пособия диакона Илии – одобрение его некоторой частью православного народа. Но какова эта часть, и что это за часть? Церковь не может быть не озабочена, как донести благовестие Христово даже до отравленной современной субкультурой молодежи. Здесь возникает вопрос: можно ли делать это всеми возможными способами – вплоть до участия священнослужителей в рок-концертах, как это приходится теперь наблюдать? Призыв распахнуть все окна, открываясь миру, в то время как воздух мира отравлен, не может быть уместным. Иначе не Церковь войдет в мир, а мир со всем, что в нем есть, – в Церковь. Не будет ли это напрасным сеянием при дороге?
Читая комментарии, снова и снова думаешь о том, что Церковь состоит не из одних епископов или священников, но и мирян. Мы должны понять важность и серьезность момента. Комментарии к нашей статье заставляют нас особенно серьезно задуматься. Разве не слышен в них голос православного народа? Но, может быть, он покажется кому-то слишком дерзким? Кто они такие, чтобы судить о том, что получило официальный гриф?
Христос говорит всем христианам, не только священникам и епископам: «Вы соль земли. Вы свет мира» (Мф. 5, 13–14). Не слишком ли большая претензия – обращаться нам к этим словам? Кто может сказать, что они относятся к нему? В самом деле, можете ли вы сказать кому-то в разговоре: «Я, говорящий с вами, – соль земли. Я сейчас вам все объясню. Извольте слушать!»? Но разве в этих словах речь у христианина идет о себе, о том, какую цену он собой представляет? Не наоборот ли – о том, что сам говорящий это как бы исчезает? Или, вернее, занят чем-то решительно более важным, чем он сам. «Вы соль земли» означает «вы должны придать всему вкус, смысл, чистоту». Когда Христос говорит об осолении жизни, он говорит о величии христианина, о том, чем он должен являться по сути.
Поистине, каждый христианин велик. Святой Иоанн Златоуст так начинает свою проповедь на Вознесение Господне: «Познай, христианин, твое достоинство». Есть величие в христианском призвании. Христианин – не есть что-то незначительное, он не работник одиннадцатого часа, которого никто не хочет нанять. Вернее, именно так. Не на кого ему надеяться, кроме как на Христа Бога. Он устремлен высоко. Он устремлен к Небу! Ему дана благодать, Церковь, таинства, красота заповедей Христовых. Он без всякого смущения принимает этот дар, потому что он не ему принадлежит, это дар Божий. Христианин любит все великое и благородное, христианин – это высшее благородство.
Христианин – соль земли, но если он оглядывается назад – он превращается в соляной столп
«Будьте совершенны» (Мф. 5, 42–48), – говорит Христос. У христианина личные отношения с Богом. «И знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14), – говорит Христос. Христианин трудится надо всем, что превосходит обычную меру. Он любит высшее благо – Самого Бога. Все остальное, претендующим быть абсолютным, для него – обман. Прежде всего, он не оглядывается назад. Христианин – соль земли, но если он оглядывается назад – с ним случается беда, он превращается, как сказано в Книге Бытия, в соляной столп.
Христианин ищет Бога, и Его власти предает все. Так христианин становится солью. Не слишком ли много он берет на себя? От сознания собственного величия до гордости – один шаг, и – гибельная бездна. Но и от подлинного смирения до лжесмирения – тоже один шаг. И та же гибельная бездна. Бывает смирение, что паче гордыни. «Послушание, послушание, – говорят нам. – Если у вас нет послушания, вы не в истинной вере!» Но тот, кто дает послушание, должен служить вере. Не вера – ему. Он не может командовать верой, он может определять то, что уже есть в учении Церкви, ясно выразить его, но не распоряжаться им.
Что позволяет христианину быть одновременно великим и малым, сияющим как солнце – и неприметным, исполненным величия и смиренным? Истина. Христианин истинен перед Богом. И он знает, что ответственен за истину. Отступи христианин от истины, и его не будет. Христианин знает, что Евангелие – велико и что его благовестие должно быть проповедано высоко и ясно. Он знает, что он сам всецело зависит от истины, от благодати, что он – сотворенное Богом, прощенное и любимое Им существо. Он знает, что Христос хочет, чтобы Его благодать и истина распространялись среди людей, в первую очередь их личным примером, их мужественным словом, то есть Самим Христом! То есть исповеданием истины и верностью истине христианина. Христианин знает также, что без этой благодати, которой сподобляет его Господь, ничего не совершится. Несомненно одно: мы стали сынами света. Это говорит Христос.
Отречение от истины – в отказе ее исповедать
Если мы не решаемся так говорить, если мы полагаем, что хранение истины – дело одних священников и епископов, а не мирян, это может быть по двум причинам. Во-первых, мы слишком мало рассчитываем на Бога и слишком много – на себя. Одно из двух. Где возрастает гордость, там себя начинают принимать за источник света. Или же начинают презирать себя, умалять себя до неспособности хоть что-то сделать, в обессиливающем страхе прижимаясь к стенке. Отречение от истины – в отказе ее исповедать. И это называют смирением, в то время как здесь нет ничего, кроме трусости и сдачи всех позиций. Малодушие – старающийся держаться в рамках благопристойности страх. В том и другом случае совершается одна и та же ошибка, один и тот же грех: вся надежда возлагается на собственные силы. Христианин поистине велик, когда он возлагает всю свою надежду не на себя, а на Бога.
В этом заключается тайна добродетели надежды: я уверен, что Господь дает мне, уже сегодня, соль, свет, славу, все. Какая высота, какая свобода! Будем трудиться над обретением надежды. Только истина исцеляет от робости и бессилия. Только верностью истине можем мы устоять, потому что путь Церкви – среди многих испытаний. Испытания и искушения Церкви, в том числе внутри ее самой, неизбежны. И нередко признаком подлинного успеха является почти всеобщее отвержение. Да, в основе всего – смирение и покаяние. Но смирение, как мы видим, может быть разновидностью гордыни. И покаяние существует не для того только, чтобы бичевать свое прошлое, а чтобы обрести любовь Христову. В ней – правило веры, послушание Церкви и отказ слишком просто уступить низости зависти диавола, которая не осмеливается назвать свое имя. Этой завистью вошла в мир смерть. А мы – те, кто причастен победе над смертью, Пасхе Христовой.
Христианин, исполненный величия, – тот, кто всей своей жизнью полагается на мудрость Креста. Крест – это не то, что сокрыто от всех. Он насажден в центре мира, на Голгофе, среди наглого смеха и поднятых кулаков, и прежде всего – среди безразличия. Хуже всего, когда безразличие в самой Церкви.
19 октября 2021 г.