Из книги: Галицкий Сергей Геннадьевич
Из смерти в жизнь. Записки военного священника 2014 Спб.
Рассказывает протоиерей Димитрий Василенков:
Мне дважды довелось побывать в зоне, где интенсивно велись реальные боевые действия. Первый раз — в августе 2008 года, в Южной Осетии во время грузино-осетинского военного конфликта. А второй раз — в колонне внутренних войск. Тогда я попал в засаду боевиков. Это произошло в Чечне под селом Элистанжи в конце июня 2009 года.
Духовные правила для солдата на войне
Исходя из своего личного опыта, я попытался сформулировать для солдата некие духовные правила поведения. Ведь есть правила физической безопасности на войне: туда не ходи, сюда не суйся. Эти правила веками писались кровью. А правила духовной безопасности у нас не прописаны, хотя они реально существуют. Их надо обязательно доводить до бойцов. Они ведь их не знают.
В основе своей эти правила имеют простые истины: ребята, верьте в Бога и доверяйте Ему! Молитесь за себя, за своих товарищей. И, самое главное, ведите себя нравственно! Не совершайте грехов. (Но, чтобы не совершать грехов, ребята должны знать, что же такое грех. То есть они должны знать Закон Божий.)
Итак, правило первое: боец должен молиться. За себя и за своих товарищей. У отца Алексия Заварнова я взял на вооружение очень полезную вещь — распечатанные молитвы по соглашению. Туда вставлены слова именно о воинах спецназа внутренних войск, с которыми я часто работаю. И когда группа уходит на боевую задачу, их товарищи, остающиеся в воинском подразделении, молятся. Эти молитвы приносят ошеломляющие результаты!
Отец Алексий Заварнов мне рассказывал, что в отряде спецназа «Витязь», где ребята молятся друг за друга, группа ехала на БТРе, вдруг — подрыв фугаса! Но получилось так, что осколки все ушли в двигатель. А отсек, где находились бойцы, не пострадал, все остались живы. Ребята сами восприняли это как чудо Божие и до сих пор считают этот день своим вторым днём рождения.
Правило второе: на войне нельзя грешить. Грех вообще ведёт к смерти, а на войне — тем более. Например, на войне нельзя ругаться матом. Тем более это актуально для армии, где есть печальная присказка: мы матом не ругаемся, мы им разговариваем. Общепризнанно, что мат — это язык нечистой силы. Материться — это впрямую призывать бесов на свою голову. Мы с батюшками и бойцами вывели такую формулу: нечистые слова притягивают нечистые вещи. И это подтверждено опытом.
Во всех ОБРОНах (отдельная бригада оперативного назначения. — Ред.) внутренних войск были группы спецназа. Как-то я разговаривал с ветеранами такой группы из 33-й бригады — бойцами спецназа «Гром». Они мне сказали: «Мы однажды вспоминали всех своих погибших ребят. И получилось, что некоторые из погибших ребят не особенно следили за своим языком». То, что они сами пришли к такому выводу, дорогого стоит.
Как-то в Интернете я стал искать записи переговоров экипажей самолётов, терпящих катастрофу. Нашёл и прослушал несколько десятков таких записей, включая совсем недавние аварии. И вот что меня поразило! Возникает нештатная ситуация — лётчики начинают материться. А результат — гибель… Страх — это естественное чувство человека, проявление инстинкта самосохранения. Но когда страх превращается в панику и овладевает человеком, то он начинает в этот момент материться (мат в такой ситуации — это следствие внутренней паники). А молитвы нет…
Не научены наши люди, что в опасности сразу надо начинать молиться. А есть ведь огромное количество примеров, когда в нештатной ситуации человек просто скажет про себя: «Господи, помоги!» — и дальше всё идёт совсем по-другому. Раз-раз-раз — и как бы сама собой рассосалась почти безвыходная ситуация… Поэтому я в разговорах с ребятами постоянно им говорю: «Что бы ни случилось, ни в коем случае не материтесь! Первые слова должны быть «Господи, помоги!». А дальше — автомат в руки и действуй, как положено!».
И я часто замечал, что через некоторое время в подразделениях, где работают военные священники, ребята начинают меньше материться, а больше молиться. А если это происходит, то Ангел Хранитель им помогает. Бог не только сохраняет их от вражеских пуль. Он помогает бойцам вести себя в данном месте в данное время правильно и в военном отношении. И тогда человек побеждает врага и сам остаётся живым. Молитва чудеса творит.
Вообще любой грех на войне — мародёрство, издевательство над мирным населением, воровство — лишает человека защиты. И тут не поможет ни крест на груди, ни иконка в кармане.
Как-то я разговаривал с одним уважаемым генералом. В подразделении, которым он командовал, в своё время погибало много военнослужащих. У некоторых из них были иконки, крестики. Он с недоумением меня спрашивал: «Почему же так происходит?». Конечно, вопрос этот очень сложный и неоднозначный. Господь забирает к себе и тех, кто готов к Царствию Небесному. Но тогда я генералу в том числе сказал и так: «Наличие крестиков и иконок — это не решение вопроса. Они ведь не талисманы. Зла лукавый не может тебе сделать, если ты защищён благодатью Божией. А когда ты совершаешь грехи, то эта защита уходит. И тогда может случиться непоправимое».
Очень полезно рассказывать ребятам о Законе Божием с привязкой к их практической боевой деятельности. Например, обязательно надо напомнить им о древней библейской заповеди о почитании родителей: «Чти отца и мать и долголетен будешь на земле». Те бойцы, которые не почитают отца и мать, неуважительно относятся к ним, сокращают свою жизнь. Да и вообще все, кто на войне грешит, этим приближают себя к гибели и духовной, и физической.
Первым и самым страшным грехом для военного, да и вообще для любого человека является неправильное отношение к Богу. Иногда человек живёт так, как будто Бога нет вообще.
На втором месте находятся грехи по отношению и к своим товарищам, и к тем, кто находится на противной стороне. Здесь имеется в виду отношение к пленным и к мирному населению. Да, мы постоянно встречаемся со злобным отношением врагов к нашим военнослужащим. Но мы-то сами должны к врагу по-христиански относиться! Такое христианское отношение даёт человеку такую непоколебимую силу духа, которая и позволяет в самых критических ситуациях побеждать. Ведь врагов в первую очередь надо побеждать не физически, а духовно.
Существует прямая связь между исполнением солдатом заповедей Христовых и его выживаемостью на войне. В большинстве своём солдаты Закона Божьего не знают, поэтому и связи этой они не видят. (Всё это имеет значение и в миру, конечно. Но в зоне боевых действий — особенно.)
Возьмём такое греховное злобное чувство, как свирепая месть. Погибли твои товарищи, и ты уже готов мстить и убивать не только врагов… Но очень важно, воюя со зверьми, самому не превратиться в зверя! Любая злоба, принятая в сердце, делает тебя беззащитным, открытым перед злыми духами. Эти духи сделают всё, чтобы ты погиб, чтобы ты не выполнил свою боевую задачу, чтобы твои товарищи пострадали. Поэтому всегда нужно стремиться к чистоте сердца, мыслей. А без веры, без Христа как можно очистить свою душу от всякой злобы?
Надо доносить до военнослужащих, «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Послание к Ефесянам 6:12). А духовная битва особенно обостряется, если ты бьёшься за правое дело. А как же можно за Русь Святую воевать, если ты не пытаешься свято жить?