Димитрий Киприанович Овечкин (1877 — 1937), протоиерей, священномученик.
14 ноября, 4 февраля (переходящая) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, 18 февраля (переходящая) — Собор святых Пермской митрополии.
Родился 25 мая 1877 года в деревне Малые Подберёзы [1] Свияжского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Киприана Васильевича Овечкина.
6 мая 1896 года окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики.
С 1 сентября 1896 года по 1 сентября 1902 года был помощником учителя Ординского училища Министерства народного просвещения Пермской губернии.
Перед свадьбой переехал на родину будущей жены — город Оса той же губернии. Преподавал математику в селе Буткееве Красноуфимского уезда.
С 1 сентября 1902 года по 1 сентября 1903 года работал учителем Деменёвского земского училища.
Был женат. Жена — Ольга Григорьевна Китаева (1882-1961), дочь благочестивых уральских купцов, преподавательница русского языка. Будущие супруги познакомились в Казани. В семье родились семеро детей: Елена (1903 г.р.), Геннадий (1906 г.р.), Валериан [2] (1907 г.р.), Августа (1909 г.р.), Лидия (1911 г.р.), Алексей (1913 г.р.) и Ангелина.
Во многом под влиянием родителей жены — людей глубоко верующих — принял решение стать священником.
12 октября 1903 года был рукоположен во диакона к Рождественской церкви села Рождественского Осинского уезда Пермской губернии.
С 17 октября 1903 года по 1 сентября 1910 года работал законоучителем церковно-приходской школы при Полевском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии.
Учился в Вятской духовной семинарии [3]. С 1 по 17 сентября 1908 года занимался на миссионерских курсах.
27 января 1909 года рукоположен в сан священника. Служил в Успенском соборе города Осы [4] и в церкви села Кузнечиха Осинского уезда.
Дети с малых лет помогали отцу в храме: Геннадий — чтецом, Елена, Августа и Лидия пели в хоре. Вся семья отличалась музыкальностью и красивыми голосами. Семья часто собиралась вместе, и тогда звучал домашний хор в сопровождении гитары, балалайки. Дети помогали родителям не только в храме, но и по хозяйству.
Детей в семье учили жить по-евангельски. Однажды дочь Ангелина нашла около дома монету и радостная прибежала домой сообщить об этом отцу с матерью. Отец, выслушав её, нахмурился и сказал: «Ты, Аличка, пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя. Тот, кто потерял, придет и возьмет».
Ангелина Дмитриевна Овечкина впоследствии также вспоминала:
«Потом, когда немного подросла, помню, любила сидеть с подружками на лавочке, а мимо, по дороге, ходили барышни и дамы с детьми, хорошо одетые. Время было тяжелое, иногда и надеть было нечего, почти весь город в лаптях ходил, а тут — первые сандалии у богатых девочек появились. Увидела я их однажды, пришла домой и говорю маме: «Девочки ходят в таких красивых сандалиях — как бы мне такие!» Папа услышал и сказал: «Аличка, это называется зависть. Завидовать никогда никому не надо. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Придет время, будет и у тебя что-нибудь хорошее».
Много таких уроков дал мне отец. Когда я пошла учиться в школу, со мной вместе учились дети из разных семей, в том числе и других национальностей. Коля Бабынин, с которым я занималась как с отстающим, дразнил одну мою подружку «еврейкой», другую — «татаркой», и это меня очень огорчало. Увидев это, отец однажды сказал: «Аличка, скажи Коле и сама знай, что каждый человек Богом создан, еврей ли он, татарин, русский — все люди одинаковые…».
С 7 октября 1909 года по 1 ноября 1912 года был на должности законоучителя в Северном земском училище. Состоял заведующим и законоучителем в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 сентября 1911 года по 1 ноября 1912 года. Состоял учителем пения в той же школе с 27 ноября 1911 года по 1 сентября 1912 года.
Проходил должность законоучителя в Пьянковском земском училище с 27 ноября 1911 года по 1 ноября 1912 года. Состоял законоучителем и учителем вечерней церковно-приходской школы для взрослых обоего пола с 1 декабря 1911 года по 12 октября 1912 года.
12 октября 1912 года перемещен к Вознесенской церкви села Буткеева. Состоял законоучителем в Редькинско-Буткеевском народном земском училище с 28 ноября 1912 года по 8 июля 1913 года.
Перемещен к Прокопиевской церкви села Кузнечихи 8 июля 1913 года. Состоял законоучителем и заведующим в Кузнечихинской церковно-приходской школе с 1 сентября 1913 года.
С 1916 года [5] служил в Успенском соборе города Осы. С 1917 года служил в Троицком соборе того же города. Строительство этого храма было только что закончено при большой поддержке горожан и крестьян из окрестных сел.
В 1922 году был осужден решением местного ГПУ на 6 месяцев заключения условно за отказ работать в комиссии по изъятию церковных ценностей, но находился в тюрьме почти год. После освобождения работал бухгалтером в одном из советских учреждений.
В 1923 году ему было разрешено вернуться к обязанностям священнослужителя. После того как в том же году был закрыт Успенский храм города Осы, священник вместе иеромонахом Александром (Копейко) при поддержке прихожан сорвал печати и продолжал проводить богослужения.
В январе 1923 года присутствовал на собрании градо-осинского духовенства, которое постановило не принимать назначенного обновленческим епархиальным управлением в город Осу «епископа» Михаила Бирюкова и священника И. Шешина, от управления отделиться, «приискать» другого православного епископа, учредить в Осе самостоятельную кафедру. В мае 1923 года вошел в состав Осинского церковного совета, учрежденного собранием. Стал благочинным Градо-Осинского округа.
В начале 1920-х годов неоднократно вызывался в Осинский отдел ОГПУ, где ему предлагали сотрудничать с властями, а в 1925 году даже предложили стать обновленческим архиереем. Все эти предложения были решительно отвергнуты.
Власти постоянно проводили обыски. Семью выселили из дома церковного причта, она была вынуждена снимать квартиры.
В конце 1920-х годов единственный из местных священнослужителей участвовал в трех (больше не допустили) диспутах с пропагандистами атеизма, организованных властью в Перми. Жена отговаривала его: «Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем?»
В 1929 году был арестован, заключен в тюрьму города Осы, а имущество было конфисковано.
21 марта 1930 года осужден Особой тройкой при Постоянном представительстве ОГПУ по Уральскому краю и приговорен по статье 58-10, 58-11 УК РСФСР к трем годам лишения свободы. Отбывал срок в Соликамске на соляных шахтах.
Жена отца Димитрия, дочь Аля и сын-инвалид Алексей (в детстве повредил ногу и с тех пор ходил на костылях) переселились в маленькую избушку в три окна. Остальные дети повзрослели и разъехались. Вскоре и Аля уехала к сестре Августе в село Бикбарда Куединского района Пермского края и там доучивалась, так как продолжать обучение дочь «врага народа» в своем родном городе не могла.
В 1933 году, став инвалидом с больными ногами и поврежденным позвоночником, жил на поселении в Кудымкаре Коми-Пермяцкого автономного округа. Туда приехала жена с сыном Алексеем. В 1936 году они переехали к старшей дочери в Майкоп. Супруга скучала по родине и не раз говорила мужу: «Дмитрий, поедем умирать в Осу».
Осенью 1937 года жена уговорила о.Димитрия вернуться в Осу.
После возвращения служил священником Спасо-Преображенской церкви села Богомягково Осинского района.
Был арестован 21 октября 1937 года по обвинению «в участии в контрреволюционной повстанческой организации, проводившей антисоветскую пропаганду и агитацию».
После ареста неоднократно допрашивался начальником Осинского РО НКВД сержантом Касаткиным. В одном из протоколов допросов зафиксировано:
— Следствию известно, что вы являетесь членом контрреволюционной повстанческой фашистской группы в Осинском районе. Признаете ли вы это?
— Не признаю. Ни в какой контрреволюционной организации я не состоял и не состою.
— Вы были вовлечены в контрреволюционную повстанческую организацию бывшим священником Осинской кладбищенской церкви Вострецовым. Признаете ли вы это?
— Не признаю. Никогда у меня с Вострецовым о контрреволюционной деятельности разговоров не было.
— Вы лжете. Следствие предлагает вам дать правдивые показания по этому вопросу.
— Я следствию дал правдивые показания и больше добавить ничего не могу.
— Зачитываем вам выдержку из показаний обвиняемого Вострецова Афанасия Григорьевича за 9 и 12 сентября 1937 года по этому вопросу. «Мною завербованы следующие лица Овечкин Димитрий Киприянович, бывший священник, осужден за контрреволюционную деятельность в 1929-1930 годах, завербован мною в январе месяце 1937 года. Овечкин Д.К. – бывший священник, проживающий в г. Оса, завербован мною в январе месяце 1937 года в очереди за хлебом на площади перед раймагом в г. Оса.» Признаете ли вы это?
— Не признаю.
4 ноября Особой тройкой УНКВД по Свердловской области приговорен к расстрелу.
Расстрелян 14 ноября 1937 года. Сведений о месте расстрела и захоронения не сохранилось.
Семья не знала ни о приговоре, ни о расстреле. В 1957 году, на запрос вдовы священника был дан заведомо ложный ответ, согласно установленной форме:
«Овечкиной Ольге Григорьевне объявить устно, что Овечкин Дмитрий Киприянович 4 ноября 1937 года осужден на 10 лет ИТЛ, находясь в местах заключения умер 5 декабря 1941 года от пеллагры. Смерть зарегистрировать в ЗАГСе Осинского райисполкома» [6] Пермская епархия назначила вдове священника пенсию — дети, сами в то время живущие бедно, мало чем могли ей помочь. Умерла Ольга Григорьевна в 1961 году. Похоронили ее за кладбищенским Казанским храмом в Осе, за алтарем справа, там, где хоронили священников.
Димитрий Киприанович Овечкин реабилитирован в 1958 году (по делу 1937 года) и в 1989 году (по делу 1930 года).
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания [7].
Награды
- набедренник (26 июня 1914)
- серебряная медаль в память 25-летия церковных школ
- крест и медаль в память 300 летия Дома Романовых
Архивные материалы и литература
- ГКБУ «Государственный архив Пермского края» (ГКБУ «ГАПК»):
Ф. 109. Оп. 1. Д. 176. Л. 110 об. — 112 об; Оп. 1. Д. 177. Л. 64 об.- 66 об., 119 об.- 121 об.; Д. 184. Л. 117 об. – 119 об.
Ф. Р-359. Оп. 1. Д. 71. Л. 54; - Пермский государственный архив новейшей истории (ГКБУ «ПермГАНИ»):
Ф. 1. Оп. 1. Д. 12783
Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 12783. Л. 6, Л. 44 об.- 45, Л. 42–82.
Ф. 2. Оп. 1. Д. 26559. - Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. Кн. 2. С. 144-146
- Агафонов П. Н. Пермская епархия в 20-е гг. ХХ в. // Вехи христ. истории Прикамья: Сб. ст. Пермь, 2003. С. 76-77.
Использованные материалы
- Занин Дмитрий, свящ. «Димитрий Киприанович Овечкин» // Православная энциклопедия, т. 15, с. 49-50 :
http://www.pravenc.ru/text/178055.html - Владимир Лупандин «Претерпевший до конца – спасется» («Журнал Московской Патриархии», № 8, 1993, с.10-14) в сборнике «Их страданиями очистится Русь» (Изд-во им.святителя Игнатия Ставропольского, М. 1996. с.160-165): http://www.wco.ru/biblio/books/stradaniya/H20-T.htm
- БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITY…CQ*
[1] Другой вариант названия: Малое Подберезье.
[2] Или Валентин
[3] Святые новомученики и исповедники в стенах вятских школ на ниве духовного образования, сайт Вятского духовного училища: http://vdschool.ru/publikacii/article_post/svyatye-novomuche…ol-
[4] По другим данным – в Рождественской церкви села Рождественского Осинского уезда
[5] По другим данным — с 1917 года.
[6] Мария Дегтярева, Наталья Дегтярева «ПУСТЬ МЕНЯ РАССТРЕЛЯЮТ…» Следственные дела 1937 года в Пермских архивах, портал Православие.RU: http://www.pravoslavie.ru/put/58976.htm#_ftn22
[7] Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века : http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html
По материалам https://drevo-info.ru/