15 сентября — переходящая — Перенесение мощей
23 июня — Собор Рязанских святых
6 июля — Собор Владимирских святых
8 июля
Святые Петр и Феврония – покровители вступающих в брак
Свв. блг. князь Петр и княгиня Феврония, чудотворцы Муромские (†1228) – «предобрая и пречистая двоица». В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества.
Благочестивый князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владиміровича, стал княжить в Муроме после старшего брата своего с 1203 г. Однажды Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Князь Петр поехал в ту деревню, и когда увидел Февронию, то так полюбил ее, что дал обет жениться на ней после исцеления. Благочестивая Феврония исцелила князя и он обвенчался с нею. Однако муромские бояре объявили Петру: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Верный долгу христианского супруга, князь Петр отказался от княжества и уплыл с супругой по Оке из родного города. Феврония утешала его: «Не печалься, князь, Милостивый Бог не оставит нас в нищете».
В Муроме же скоро возникли раздоры, искатели власти схватились за мечи и многие из них потеряли жизнь. После чего бояре муромские принуждены были просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром на княжение. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал над врагами своими.
В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.
В старости святой благоверный князь принял монашеский постриг с именем Давид. Феврония также постриглась в иночество с именем Евфросиния. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года.
Честные тела святых князя и княгини с торжеством проводили все жители города. По преданию, изначально их положили в разные гробницы, но они чудесным образом оказались в одной, тогда их и похоронили в одном гробе, согласно их завещанию. На Московском соборе 1547 г. положено было местно прославить их. Впоследствии (вероятно с 1552 г.) это празднование стало повсеместным.
Сегодня честные мощи святых покоятся в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме и совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верой обращается к ним. В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.
Как нужны теперь их святые молитвы о том, чтобы возродились браки, освященные таинством венчания, и русские многодетные семьи!
+ + +
История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Эта история отражена и в двух произведениях древнерусской литературы: «Житие Петра и Февронии Муромских» и «Повесть о Петре и Февронии». В обоих произведениях отразились народно-поэтические мотивы борьбы благоверного князя со змеем. Вот как выглядит в пересказе начало истории.
«Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться…»
Конец же истории описан так:
«Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «Пусть подождет, мне надо закончить…», — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и «затихла навеки». Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе».