Дни памяти: 12 января
Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила (память 6/19 сентября и 8/21 ноября). Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия.
Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского († 391; память 19 января/1 февраля), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги.
В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени – чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост, был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска.
Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя.
4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова.
29 июля 1526 года архиепископ Макарий приехал на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и «бысть при сем архиепископе владыке Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть».
Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский († 1583; память 15/28 декабря), получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, и преподобный Феодорит Кольский († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке.
На второй год своего архиерейского служения святитель Макарий, следуя уставу преподобного Пафнутия Боровского († 1477; память 1/14 мая) и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), а также исполняя постановления Московского Собора 1503 года, ввел в новгородских монастырях как обязательный общежительный устав (заменив им «особножитие»), разграничил мужские и женские монастыри.
Большую заботу проявил святитель и о создании храмов в своей епархии. Он украшает свой кафедральный Софийский собор новыми иконами, новыми царскими вратами и богато украшенной завесой, а также устраивает искусной работы амвон. В 1535 году по его указанию во Пскове был построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. О широте интересов архиепископа Макария свидетельствует поддержка им строительства в Новгороде на реке Волхов первой водяной мельницы.
В период новгородского архиепископства Макария широко развернулась его литературная, книгописная и редакторская деятельность. Около 1539 года по его инициативе был составлен так называемый Владычный свод Макария, продолжавший Летопись Новгородскую IV.
В 1540 году вместе со священником Агафоном архиепископ Макарий составил «Великий миротворный круг», в котором пасхалия была вычислена на 532 года вперед.
В 1529 году святитель Макарий предпринимает на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведения его в единый корпус Миней Четьих. Этот труд у святителя занял 12 лет. В 1541 году эта первая из трех редакций Великих Миней Четьих была передана им в библиотеку новгородского Софийского собора как вклад на помин души его родителей.
16 (19) марта 1542 года архиепископ Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси. В 1547 году митрополит Макарий венчал на царство Ивана IV Васильевича Грозного. Вскоре царь Иван Грозный собирается в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе царя, благословляя которого святитель предрек Ивану Грозному победу. Царь всегда с любовью и уважением говорил о своем отце-митрополите. Впрочем, по словам М. В. Толстого, «Макарий умер, когда Иван уже совратился с доброго пути, но не успел еще стать ужасом человечества».
В ознаменование присоединения Казанского ханства в Москве был построен и освящен святителем Макарием собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного). В Покровском соборе святителем Макарием был устроен и освящен придел в честь Входа Господня в Иерусалим. С этого времени митрополит Макарий стал совершать торжественное шествие на осляти с выходом за стены Кремля на Красную площадь. После казанской победы Русская Церковь приобрела новую обширную епархию – Казанскую.
В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. По благословению митрополита пишутся жития русским святым или создаются их новые доработанные редакции. Многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские. За время его управления Русской митрополией канонизовано 45 святых.
21 июня 1547 года в Москве случился пожар страшной силы; загорелась церковь Воздвижения на Арбате; при сильной буре огонь потек, как молния, спалил на запад все. В Успенском соборе уцелел иконостас и все сосуды церковные. Митрополит Макарий едва не задохнулся от дыма в соборе, он вышел из него, неся образ Богородицы, написанный святителем Петром. Митрополиту Макарию в пожаре опалило глаза так, что правое око его перестало видеть.
После пожара началось восстановление Москвы. Строятся новые церкви, и святитель Макарий освящает храмы сам.
24 февраля 1549 года был Собор, созванный митрополитом Макарием, окончательно осудивший еретика Исаака Собаку, архимандрита Чудова монастыря, ранее уже осуждавшегося за порчу книг вместе с преподобным Максимом Греком († 1556; память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля). Многие годы (до 1551 года) митрополит Макарий на челобитные Максима Грека о помиловании ограничивался ответом: «Узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем».
23 февраля 1551 года в Москве начал работу другой Собор, созванный митрополитом, – знаменитый Стоглав. Вопросы, которых касался Собор, были самые разные. Это и внешность христианина, и его поведение, и церковное благочиние, и дисциплина, церковная иконопись, духовное просвещение и многое другое. По инициативе митрополита Макария составляются 10-томные «Лицевой летописный свод» (в нем до 16 тысяч миниатюр) и «Степенная книга царского родословия».
При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. Первый Апостол вышел более чем за полгода до кончины святителя, а в вышедшем после его смерти Часослове (1565) упоминается о его участии – «благословением преосвященного Макария митрополита всея Руси составися сия штанба сиречь печатных книг дело, во царствующем граде Москве».
Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом митрополита Макария. Об этом пишет современник святителя: «Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное (…) так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других ее искоренял со властью, как детя был умом, оставаясь всегда совершенным».
Известно такое чудное событие, когда митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричина, учрежденная царем вскоре после кончины святителя Макария.
В середине сентября 1563 года, на память великомученика Никиты († 372; память 15/28 сентября), митрополит Макарий совершал крестный ход, во время которого простудился и заболел. Заболев, святитель «повелел послать в Пафнутиев-Боровский монастырь, в место своего пострижения, к игумену с братией сообщить о своей немощи, прося прислать старца духовного для прислуживания ему больному. К нему был послан старец Елисей. У этого старца был обычай утешать всех болящих и скорбных: когда кто из братии в немощь впадал, тогда старец приходил к брату, увещевая его последним покаянием и причащая Святых Даров».
4 ноября святитель был в соборе, молился за молебном и, «подойдя к иконам, прикладывался, никем не держимый, и у великих чудотворцев Петра и Ионы, и у других преосвященных митрополитов, погребенных в соборе. И слезы сердечные от очей его текли, и много часов плакал перед образом Пречистыя Богородицы Владимирской, и все предстоящие дивились чудному его молению. И помолившись, святитель у всех смиренно испросил себе прощения».
3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь просить благословения. Святитель высказал ему свое намерение уехать в монастырь своего пострижения – Пафнутиев, куда он давно собирался удалиться. Но царь уговорил его остаться.
31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени, «преосвященный же дивный святитель и пастырь Русския Митрополия всеа Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, егоже возлюби из младых ногтей и взем ярем Его последова невозвратным помыслом». На погребении, когда тело святителя заносили в Успенский собор, то открыли лицо его, как свет сияющее за его чистое и непорочное и духовное и милостивое житие и за другие добродетели и видом не как у мертвеца, но как у спящего. И все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему своего угодника.
Отпевали святителя пять архиереев в присутствии царя. После отпевания всем была прочитана прощальная грамота, которую еще при жизни написал митрополит, прося у всех молитв и прощения и испрашивая для всех последнее Божие благословение.
Погребен святитель Макарий в Успенском соборе Московского Кремля.
Почитание святителя началось сразу после его кончины; вскоре же появились и первые его иконы. Царь, вернувшись из похода против Литвы в 1564 году, просит перед надгробием святителя благословения, ибо митрополит Макарий еще до похода предсказал ему победу. Иван Грозный прикладывается к образам святителей Петра, Алексия, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Самое раннее прижизненное изображение святителя Макария находится в Благовещенском соборе Кремля на четырехчастной иконе 1547 года.
Причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года.
Труды:
Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием, изданные Археографическою комиссией. – СПб., М., 1868–1916.
Чин венчания на царство // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – T. 1, № 40.
Владычный свод Макария, продолживший Летопись Новгородскую IV // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – T. 4, ч. 1; Новгородская четвертая летопись. – Ленинград, 1929, вып. 3.
Послание Василию III // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 1, № 25.
Уставная грамота (1526–1530 гг.) игумену Духова монастыря Тихону // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, № 292.
Послание митрополиту Даниилу от 17 февраля 1536 года о поставлении смоленского епископа // Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 183, XVI в., л. 801–802.
Повольная о постановлении смоленского епископа Саввы Слепушкина // Государственный исторический музей. Синодальное собрание, № 183, XVI в., л. 802 об.
Грамота от 25 марта 1534 года об искоренении языческих требищ и обрядов // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 1. № 28.
Окружное послание о милостыне Святогорским старцам // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, № 300.
Речь митрополита Макария во Владимире в декабре 1549 – январе 1550 годов перед войском во время похода Ивана IV на Казань // Полное собрание русских летописей: 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 13, ч. 2. – С. 460–461.
Окружное послание митрополита Макария 1547 года об установлении празднования новым русским святым // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 1, № 213.
Ответное послание царю о «святительском суде» и о владении церкви недвижимым имуществом // С[убботин Н. И.]. К материалам для истории Стоглава и его времени // Летописи русской литературы и древностей: в 5 т. / Под ред. Н. Тихонравова. – М., 1859–1863. – Т. 5. – С. 126–136.
Книга Степенная царского родословия // Полное собрание русских летописей: 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841 – 1921. – Т. 21, ч. 1–2.
Стоглав. – М., 1913.
Послание поучительно в Свияжск 21 мая 1552 года // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, № 159.
Учительное послание от 13 июля 1552 года // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, № 160.
Речи, обращенные к войску перед началом похода, перед штурмом Казани и по случаю торжественной встречи царя после одержанной победы // Полное собрание русских летописей: 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 13, ч. 1. – С. 180–183, 192–197.
Литература:
Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. – С. 55.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 337, 339, 352–358, прим. 11.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 47, 80.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью…: в 12 т. – М., 1884–1885. – Т. 6. – С. 499.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 97.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 133.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 361.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 344.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, ч. 2. – С. 566.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1405, 1406.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5, 36, 179.
Попов А. Автобиография митрополита Макария, собирателя Великих Миней. – СПб., 1913.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 598.
Цветник Пешношский. – М., 1898. – С. 11, 14, 17, 19.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 9, гл. 1. – С. 27–28.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 523.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 2. – С. 210.
Сборник для любителей духовного чтения, собранный иеромонахом (ныне игуменом) Никифором. – М., 1888.
Описание Псково-Печерского первоклассного монастыря. – М., 1909. – С. 22.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. – М., 1903–1911, 1908, 1916. – Кн. 1, сентябрь. – С. 18–20.
Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила, 1896. – С. 46.
Православный собеседник. – Казань, 1907. – С. 31, прилож. сентябрь.
–»– 1914, январь. – С. 29.
–»– 1916, май-июнь. – С. 203.
Кормчий. – М., 1912, № 50. – С. 502–503; № 52. – С. 531.
Русский паломник. – 1893, № 39. – С. 614.
Исторический вестник. – СПб., 1887, май. – С. 259.
–»– 1893, май. – С. 466.
Журнал Московской Патриархии. – М., 1945, № 12. – С. 45, 46.
–»– 1947, № 6. – С. 26–40.
–»– 1953, № 5. – С. 49–52.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1910, август. – С. 375; октябрь. – С. 34, 47, 54. Душеполезное чтение. – М., 1897, ч. 2. – С. 562, 570.
Макарий, архипастырь Московский при посещении Иосифовского монастыря и города Волоколамска. – М., 1916.
Из царствования Ивана Васильевича Грозного // Русский архив. – М., 1889. – Кн. 1. – С. 37.
Московский Кремль // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 7.
Русский архив. – М., 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 195–197.
–»– 1910. – Кн. 1, № 2. – С. 312.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 12. – С. 505.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1546.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 18 (кн. 35). – С. 396–397.
Всемирный календарь. – СПб., 1917 (истор. отдел). – С. 104.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13, 18.
Служба и акафист святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу / Сост. архимандрит Макарий (Веретенников). – М., 1995. – С. 31–44.
Канонизация святых. – Троице-Сергиева Лавра. 1988. – С. 79–91.
Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып. 2, ч. 2. – С. 76–88.
Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу
О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребный им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.