РУССКИЙ ЦАРЬ ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ
Царь Иоанн Васильевич Грозный – одна из самых знаковых фигур в истории России. Он венчался на царство в январе 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля, став первым царём в русской истории. С его воцарением функция «Священного царства», некогда принадлежавшая Константинополю, перешла к Москве и де-факто, и де-юре.
Отныне Русь – не просто государство и правление, но в первую очередь исполнение мессианского задания, ниспосланного Всевышним Вечной империи: евангелизация рода человеческого и приуготовление его ко Второму пришествию. Как писал митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн: «Воцарение Грозного стало переломным моментом: русского народа – как народа-богоносца, русской государственности – как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания – как осознания богослужебного долга, русского ”воцерковленного” мироощущения – как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного царя».
Провиденциальная мессианская миссия Московии, так явно ощущаемая людьми середины XVI века, явила новое русское национально-государственное мировоззрение, поднимавшее Русь на особое место в мировом ходе времён. Ведь Сам Бог ниспослал Руси всемирную роль, тяжелейшее бремя ответственности и долга – быть Его уделом. И вполне закономерно, что страна вослед за Святой землёй начинает именоваться Святой Русью. Других примеров подобного возвышенного, надмирного восприятия не «государства», а «земли» в мировой христианской истории не существует.
Царь Иоанн всю свою сознательную жизнь стремился служить Богу и видел предначертания Промысла там, где другие разглядеть Волю Божию были не в состоянии. Повелитель Московии называл себя Самодержцем, то есть правителем, «который держит один управление». Девизом великого князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».
Мартиролог его жертв не шёл ни в какое сравнение со списками убиенных его современниками, западноевропейскими корононосителями. Все ненавистники первого царя до сего дня не могут постичь «немыслимое» для них обстоятельство: почему за десятилетия правления «тирана», «садиста» и «душегуба» против него не только не вспыхнуло ни одного «восстания», но даже ни единого народного «недовольного брожения» не возникло. Ни в какой части огромного царства за сорок лет не вспыхнул бунт.
А всё же было просто и ясно. В народном сознании Иоанн Васильевич являлся царём «исконным», «природным», «христолюбивым», царём грозным и справедливым. Он – Богом данный правитель, а разве против Воли Божией можно восставать?
Иоанн Васильевич отличался тем, в чём никогда не были замечены его коронованные современники. Он остро осознавал собственную греховность, каялся лично и даже публично, что свидетельствовало о живом чувстве христопреданности. Истязал своё несовершенное естество многодневными постами и многочасовыми молитвами. Постоянно отправлял в крупнейшие монастыри – Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий и другие – «заупокойные вклады» на помин душ убиенных. В конце концов распорядился занести все имена казнённых в особый Синодик, который был разослан по обителям для молитвенного поминовения усопших, желая избавить их в ином мире от «огня дьявольского».
Часто утверждается, что «массовый террор» царя Иоанна длился 15 лет и главные жертвы пришлись на период Опричнины, существовавшей с 1565 по 1572 год. Внимательное изучение фактических данных позволяет сделать вывод, опровергающий давние историографические трюизмы «о десятках тысяч жертв». По Синодику опальных, отразившему подлинные опричные документы, в годы «массового террора» было казнено около 3000–4000 человек. При этом надо обязательно принимать к сведению, что правил Иоанн Грозный безраздельно, самовластно более сорока лет.
Оставим в стороне риторические восклицания моралистов всех мастей о том, что и это «ужасные цифры». Важно только подчеркнуть, что европейская история XVI века подарила миру целую галерею кровожадных правителей: король Генрих VIII, королевы Мария Кровавая и Елизавета I в Англии, Филипп II в Испании, Христиан II в Дании, Эрик XIV в Швеции, император Священной Римской империи германской нации Карл V, каждый из которых умертвил куда больше людей, порой в десятки раз, чем их коронованный современник из далёкой Московии.
Данный «статистический аспект» необходимо знать всем, кто интересуется историей Отечества. Следует ясно понимать, что Россия и в средние века совсем не была неким уникальным «царством террора». В ту эпоху «передовая Европа» по количественным показателям насильственно отнятых жизней оставляла далеко позади «отсталую Россию».
Доктор ист. наук Александр Николаевич БОХАНОВ
Источник: https://www.odigitria.by/2014/03/18/pervyj-russkij-car-aleksandr-boxanov/