В пятое воскресенье (неделю) Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую.
В первые века христианства люди часто уходили в пустыню, где подвизались и молились, не имея при этом монашеского пострига, но по-сути ведя монашеский образ жизни. Их жизнь заключалась в очищении своего сердца от страстей и усиленной молитве за весь мир. Это был их путь спасения. Такой же путь выбрала и преподобная Мария Египетская. Святая Мария, не будучи монахиней, сознательно выбрала для себя отшельническую жизнь, в которой провела практически полвека. После нескольких лет разгульной жизни она выбрала ее совершенно нежданно, следуя благословению Богородицы.
Из Жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, что невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх – понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние – это бесовский страх, а страх Божий – это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти.
Так, например, когда апостол Петр предал Иисуса Христа, на него напал такой страх от содеянного, что он заплакал горькими слезами. Осознав свой грех, после Воскресения он пришел к Господу, покаялся и был восстановлен в своем апостольском достоинстве. И даже стал в итоге первоверховным апостолом. Иуда тоже предал Христа, но в отличие от апостола Петра, отчаялся в своем спасении, потерял веру в милость Божию и удавился. Из толкований святых отцов нам известно, что Иуда действовал по наущению беса, соглашаясь с его волей. В конечном счете, он исполнил его последнюю волю – пошел и удавился. Вот это и есть два пути страха – один страх Божий, а другой – страх бесовский. Страх из любви и страх от отчаяния.
Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Ведь даже будучи в Святом Граде – Иерусалиме – она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. И вот, когда она все это осознала, ее и охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние.
До покаяния преподобная Мария прожила примерно семнадцать лет во грехе. Ей потребовалось столько же лет, чтобы победить в себе свои страсти. Она до изнеможения боролась с ними, уйдя в пустыню. Для нас главное здесь в том, что она хотела победить свои страсти и, в конце концов, победила. Важно понять, что любой человек, где бы он ни жил – в пустыне или в современном городе – способен на то же. Если осознает, что он подвержен страстям, и искренне захочет победить их в себе. Однако делает это он не столько своими собственными силами, так как их недостаточно, а с Божией помощью и с помощью того, что дает нам Церковь. В первую очередь, нам помогают таинства Покаяния и Причащения, благочестивая мирная жизнь в согласии со Словом Божиим.
Иногда приходится слышать, что человеку, который ушел в пустыню или в лес, побороть свои страсти гораздо легче – он не видит соблазнов, не общается с людьми, а только молится в тишине и тем самым спасается… Но из житий многих святых, в том числе и преподобной Марии Египетской, нам известно, что в пустыне (уединенном, отшельническом месте) человек восходит на совершенно иной уровень борьбы с демонами. И там они его не оставляют. Как именно проходят там борения подвижников с вражескими силами один на один, мы, находящиеся в миру, не представляем. Лишь частично мы это можем узнать из тех свидетельств житий святых, которые до нас дошли. Но, в конечном счете, цель у всех одна, и у монахов, и у мирян – это спасение, вечная жизнь с Богом. Только пути к этому могут вести разные.
Мы можем вдохновляться примером святого, но не можем копировать в точности его опыт. Так из жития Марии Египетской известно, что она причащалась всего два раза в жизни – перед уходом в пустыню, в монастыре на берегах реки Иордан, когда покаялась, и еще раз фактически в день своей кончины. Но этот пример для нас, современных христиан, конечно же, не показателен. Хотя сторонники редкого причащения могут его приводить как аргумент. Святая Мария желала причастия, но не имела такой возможности – в глубине Иорданской пустыни, где она подвизалась, не было ни храма, ни монастыря.
Современный человек, особенно живущий в России, где много храмов и монастырей, напротив должен использовать любую возможность, чтобы участвовать в жизни своего прихода, церковной общины и, в первую очередь, в ее евхаристической жизни. Причащаться раз в жизни, даже ориентируясь на пример святых, современному верующему не стоит. Мы знаем и другие примеры того, что многие пустынножители, в том числе преподобный Серафим Саровский, живя в уединении, по субботам и воскресеньям возвращались в свои обители, чтобы исповедоваться, причаститься и принять участие в совместной трапезе, бывшей продолжением Литургии.
А для того, чтобы погрузиться в духовный смысл пустынножительства святой — не пропускайте мимо себя житие Марии Египетской. Оно читалось недавно на службе «стояние Марии Египетской». Это одна из самых глубокомысленных и красивых служб Великого поста. Если по каким-либо причинам вы пропустили это богослужении, прочтите сами этот удивительный богословско-поэтический рассказ полностью.
Житие Марии Египетской (Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский) >>>
Краткое житие Марии Египетской
Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.
Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».
За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.
Поэтому, когда монах Зосима – очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.
Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.
Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.
Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.
Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.
Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.