Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

размещено в: Праздничные даты Православия | 0

Этот праздник празднуется в 40-й день по Пасхе, который всегда приходится в четверг 6-й недели. Свое название он получил от вспоминаемого и прославляемого в этот день события вознесения Господа нашего Иисуса Христа по плоти на небо (Мр. 16:16-20; Лук. 24:50-53; Деян. 1:4-12)

В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь Иисус Христос, явившись собравшимся вместе всем апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Святого Духа, «вывел их вон из города (Иерусалима) до Вифании,» на гору Елеонскую, во время пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. На вершине горы Елеонской Господь, разъясняя святым апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудеи и Самарии, и даже до края земли.» Сказав это, Спаситель поднял Свои Божественные руки и благословил Своих учеников. «И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо».

Апостолы благоговейно поклонились благословлявшему их Господу, и с трепетным изумлением смотрели, как Он возносился на небо, пока, наконец, облако скрыло Его от взоров их. Но Господь не замедлил утешить учеников Своих в столь неожиданном и прискорбном для них разлучении. Тотчас явились апостолам два мужа в белых одеждах. Это были Ангелы, которых вознесшийся Спаситель, как Господь и Владыка ангелов, послал на землю к апостолам. Ангелы сказали им: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.» Услышав от ангелов столь утешительную весть, апостолы, преисполненные глубочайшей радости, оставили Елеон и возвратились в Иерусалим. Столь славно было видимое вознесение Иисуса Христа на небо, о котором повествуют нам Божественные ученики Его, но гораздо славнее было дальнейшее невидимое восхождение Его к Отцу Своему, в вечное Божественное царство, как это и изображается в церковных песно пениях настоящего дня в соответствии с предсказанием ветхозаветных пророков.

Возносившегося Господа ангелы с трубным гласом встречали и сопровождали (Пс. 46:6). Дух Святой повелевал небесным Силам отверзть Искупителю врата вечного царства славы: «возмите врата, князи (верхи) ваша, возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс. 23:7). И Спаситель наш, «восшед на небеса, отонудуже и сошел,» как Сын Божий, Единосущный Богу Отцу, восприял ту Божественную славу, которую имел у Отца прежде бытия мира; восшел на небеса, как Сын Человеческий, превознесши в лице Своем человечество «превыше всякого начальства и власти, и силы и господства» (Ефес. 1:21). Сам Бог Отец с любовно ожидал и принял к Себе возлюбленного Сына Своего, Богочеловека Иисуса Христа, Которого и посадил одесную Себя, как это было изображено еще в Ветхом Завете святым псалмопевцем: «рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1; сн. Рим. 8:34; Евр. 8:1). Таким образом, Спаситель наш не только вознесся на небо, но и воccел одесную Бога Отца, т. е. как Богочеловек и Искупитель мира, восприял и по человеческому естеству всю власть, величие и славу, которые принадлежат Ему по Божеству, как и Сам Он, по воскресении Своем, сказал апостолам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

По своему значению праздник Вознесения Господня есть великий, так как удостоверяет нас в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества, которое в лице Иисуса Христа вознесено выше светоносных духов и посажено на престоле Божественной славы; а это уверяет всех нас в том, что отныне для земнородных открыт вход на небо, куда Предтечей за нас вошел Иисус (Евр. 6:20) и куда по Его небошественной стезе восходят все истинные Его последователи. Вместе с этим «настоящее празднество, как говорит блаженный Августин, являет нам в Иисусе Христе таинство человека и Бога,» свидетельствуя о нераздельном и неслиянном соединении Божества и человечества в лице Иисуса Христа «вознесшегося по двою существу.» В Богослужении этого праздника хотя и изображаются грустные размышления, в которые первоначально были погружены апостолы, оставшись сиротами, но преимущественно оно проникнуто высоким чувством радости; ибо, как учит с вятой Иоанн Златоуст, «ныне люди уподобились ангелам, человеки соединились с безплотными, и из сего сродства произошел великии союз, Господь всех, восшедши на небо, примирил с Отцем Своим род человеческий; мы, кои, невидимому, были недостойны земли, ныне вознесены на небо с самым естеством своим; и природа, от которой херувимы охраняли рай, ныне сама восседит на херувимах.» Вот почему и святая Церковь в песнопениях этого дня, призывая верующих воспеть победную песнь Господу, вознесшемуся и посадившему нас одесную Отца, восклицает: «земля ликует, радуется и небо вознесением днесь Творца твари;» «мир весь празднует видимый и невидимый: в радости ангелы ликуют, и человецы, славословяще непрестанно вознесение.»

Призывая чад своих к радости о вознесении Господа, святая Церковь вместе с тем сообразно со словами ангелов, сказанными по вознесении Господа апостолам (Деян. 1:11), в своих песнопениях этого дня напоминает нам и о втором пришествии, усиливая этим побуждение нас возводить «на высоту очеса и мысли,» устремлять взоры, «вкупе и чувства, на небесныя врата смертнии» и умолять Господа, дабы «пощадил души наша, прегрешений оставление даруя.» Сообразно с этим и святой Григорий Двоеслов, в своей беседе на день Вознесения, учит: «Потщимся, возлюбленные, всем сердцем последовать за ним туда, куда Он вознесся. Отринем всякое пристрастие к земным предметам; имея участие в наследии с Ним небесных селений, не будем искать на земле блаженства. Мы должны позаботиться и помыслить о том, как Он, хотя ныне восходит на небо с кротостью. некогда явится со страхом и в грозном виде, и со строгостью потребует от нас всего того, чему теперь поучает с кротостью. Никто да не презирает данного на покаяние времени; никто да нерадит о себе самом, пока ость время. Спаситель на страшном суде тем строже будет требовать от нас отчета, чем более теперь долготерпит нам.

Сего, братие, никогда не выпускайте из памяти. Пусть среди настоящего житейского моря возмущают дух ваш сильные обуревания; вы скоро достигнете тихого пристанища в небесном отечестве, скоро будете во свете неприступной славы. Ныне Господь для вас восходит на небеса. Будем чаще и внимательнее размышлять о том, чему научает нас вера. Если мы не укрепились еще в делах веры и благочестия, если телесные силы наши еще слабы, то, по крайней мере, последуем за Спасителем нашим нашею готовностью и любовию к Нему.»

«И если кто из нас живет благочестиво, как поучает святой Иоанн Златоуст, тот да пребывает непоколебимо во благочестии, всегда умножая сие благое старание; а если мы лишены вовсе дерзновения и сознаем в себе одни только грехи, то да исправимся, дабы нам приобрести такое же дерзновение, а там вместе и единодушно встретить с достодолжною славою Даря Ангелов и насладиться блаженной оной радостью о Христе Иисусе Господе нашем.»

Установление праздника Вознесения несомненно восходит к самой глубокой древности. Кроме важности воспоминаемого в этот праздник события, за глубокую древность его говорят и положительные свидетельства древности. Так, уже Апостольские постановления нредписывают совершать его в сороковой день по Пасхе. Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, несомненно установленных апостолами, — Пасхи и Святой Троицы. Блаженный Августин тоже называет его праздником древнейшим и повсеместным.

Молитвословия праздника

Тропарь, гл. 4.

Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святого

Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.

Кондак, гл. 5.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтожв на вы.

Величание.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Паремия. 1) Ис. 2:1-3; 2) Ис. 62:10-12; 63:1-3,7-9; 3) Зах. 14:1,4,8-11;

Утреннее Евангелие. Мар. 16:9-20; 71 зач.

Апостол. Деян. 1:1-12; 1 вач.

Евангелие. Лук. 24:26-57; 114 зач.

Богослужебные указания

Праздник Вознесения Господня — дванадесятый; он празднуется (вместе с предпразднством, попразднством и отданием) 9 дней (см. четверг 7-й седмицы.

Накануне дня самого праздника, «в среду вечера (на четверг), глаголем час девятый трипсалмный; по начале глаголет чтец Трисвятое, и до недели (воскресного дня) 50-цы, во всяком церковном пении» (т. е. перед «Трисвятым» на церковных службах до 50-цы, как и в предшествующей период пения Цветной Триоди, опускается молитва: «Царю Небесный,» — там, где она для обычного времени положена на церковных службах).

На всенощном бдении, «по предначинательном псалме, кафизмы не глаголем;» если почему-либо не совершается бдение, то «утрени начало по обычаю» (т. е. возглас: «Благословен Бог,» и «Аминь») и абие чтец глаголет: Приидите поклонимся, трижды, и обычные два псалма 19 и 20;» после Евангелия поется: «Воскресение Христово видевше,» 1-жды; по 50-м псалме — «Слава,» «Молитвами Апостолов,» «И ныне,» «Молитвами Богородицы,» «Помилуй мя Боже» (см. «Служба на день Вознесения,» изд. Моск. Син. Типогр.) и стихира праздника; после «Спаси Боже люди Твоя» и проч. поются два праздничных канона (ирмосы каждого поются по 2-жды, тропари 1-го канона на 6, а 2-го — на 4); катавасия — «Божественным покровен;» «на 9-й песни Честнейшую не поем,» но поем припевы праздника (в 1-м каноне — «Величай, душе моя, вознесшагося,» во 2-м каноне — «Ангели вхождение»), непосред ственно после катавасии 9-й песни («Радуйся Царице») — малая ектения, возглас («Яко Тя хвалят») и светилен праздника; в конце утрени произносится праздничный отпуст.

На 1-м часе (как и на прочих) тропарь и кондак праздника; заканчивается 1й час малым отпустом.

На литургии поются праздничные антифоны, в который пророчески изображается Божественная слава Спасителя, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном; «входное» — «Взыде

Бог во воскликновении;» вместо «Достойно» «поем и до отдания» ирмос 9-й песни канона: «Тя паче ума,» с припевом: «Величай душе моя.» Как в день Вознесения, так и в следующие дни до Отдания этого праздника, на литургии, вместо: «Видехом свет истинный,» поется, по принятой практике (применительно к замене этого песнопения Уставом в предшествующий период пения Цветной Триоди), — тропарь: «Вознеслся еси во славе.»

«Службу минеи рядового святого, случившагося в праздник Вознесения, поем на повечерии» (о праздниках 8 мая и храмовых см. в Уст. Мр. гл. 8-мая и 51 храм. гл.).

«Празднуется служба Владычняго праздника (Вознесения) до пятницы (7-й недели) Пятидесятницы,» не исключая и недели (воскресенья) Святых Отец.

Примечание. Попразднственные песнопения Вознесения в Уставе обозначаются преимущественно только словом — «праздника» (напр., «канон праздника»), под каким обозначением во все дни попразднства и следует разуметь праздник Вознесения.

Вечерня (накануне пятницы) положена великая, без кафизмы (если же почему-либо не было накануне самого праздника Вознесения бдения, то стихословится рядовая кафизма), со входом, великим прокимном, ектенией: «Рцем вси,» и проч.; отпуст — праздника Вознесения.

Катавасия после Вознесения и кончая его Отданием: Спасителю Богу.