О святом преподобном Сергии игумене Радонежском

О святом преподобном Сергии игумене Радонежском

размещено в: Праздничные даты Православия | 0
Интересные факты о святом преподобном
Сергии игумене Радонежском

Епифаний Премудрый, современник, ученик и составитель одного из житий преподобного, писал о его последних днях: «Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему любимому ученику Никону». После этого Сергий «безмолвствовать начал» и заговорил вновь лишь перед самой смертью.

Он созвал иноков для последней беседы и, уже больной и немощный, повел речь о монашеском жительстве. «Полезным вещам учил», — говорит автор жития, а именно: велел братии неуклонно оставаться в православии, завещал хранить друг с другом единомыслие, а иначе не выстоит обитель, иметь чистоту души и тела, а от вина держаться подальше и пития остерегаться.

При причастии его руки поддерживали другие монахи, сам он владеть в полной мере ими уже не мог. Собрав силы, он высвободился и простер руки к небу, совершая последнюю молитву , преподобный Сергий  предал свою чистую душу Господу . Это случилось  по новому стилю 8 октября  1392 годаЕму было 78 лет, и 55 из них он посвятил монашеству.

Гроб в котором покоилось тело Св.Сергия Радонежского в земле  

Мощи Сергия Радонежского пробыли в земле 30 лет. Их извлекли из земли и открыли для поклонения летом 1422 года по распоряжению игумена Сергиевой обители Никона.

Легенда, упоминание о которой есть в тексте книжника и монаха Пахомия Логофета, гласит: незадолго до этого к Никону явился благочестивый муж, живший недалеко от монастыря. Он рассказал игумену, что ночью ему было видение. Якобы преподобный Сергий явился и сказал: «Возвести игумену монастыря моего, что напрасно столько времени оставляет он меня покрытым землей, в которой вода утесняет мое тело».

Услышав это, Никон возрадовался и после совета с братией велел поднять останки своего наставника.  Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб… все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребен, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением.

 

Преподобный Сергий начал быть местно почитаем как святой более или менее в непродолжительном времени после его кончины… а не позднее, как с 1449–1450 годов находим его уже и в лике общерусских святых — тогда еще весьма немногочисленном.

Спустя 71 год после преставления преподобного в его честь возвели первую церковь. Она появилась в Новгороде и поставлена была Новгородским архиепископом Ионой, которого позже тоже причислили к лику святых. Владыка Иона почитал преподобного Сергия настолько, что возвел храм его имени в своей резиденции, на владычном дворе.

Свыше 150 обителей возникло в течение нескольких десятилетий после его смерти, и многие были основаны его учениками.

За все время существования Троице-Сергиевой обители мощи покидали ее несколько раз — в случае серьезных угроз. Это происходило дважды в XVIII веке, когда случались пожары, в XIX столетии — во время войны с Наполеоном и, наконец, в XX веке, когда раку с мощами святого вывезли в город Соликамск Пермского края, спасая от наступления фашистов. До этого советская власть успела поглумиться над святыней, организовав в 1919 году вскрытие мощей.

 

Существует предание, что накануне вскрытия священник  Павел Флоренский  (впоследствии репрессированный и расстрелянный) вместе с тогдашним наместником монастыря тайно подменили главу святого головой князя Трубецкого, похороненного в лавре. Святыню десятки лет берегли в семьях участников подмены, а в 1946 году, когда лавру вновь открыли для посещения, главу преподобного тайно вернули на место.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского – это его жизнь.

Между тем остались устные воспоминания в преданиях, как Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов – богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. “А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим”, – говорил Сергий.  Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь.  Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей.  Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божию, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.

Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать.

Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: “голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный”.

Святой Сергий Радонежский был противником добровольного истязания своей плоти через какие-либо непосильные лишения, он не томил своё тело ношением тех же вериг, как-то было принято в других монастырях. Монашество для святого Сергия, это прежде всего было страдание во имя Христа как средство осветления души. Он считал, что страдания монаха должны осветлять душу, а не истязать тело. Именно из-за чистоты своей земной жизни, святой Сергий и был удостоин Божьей благодати.

Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим – жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

По свидетельству инока, Симона, во время богослужения являлся Сергию Радонежскому   “божественный огонь”, “ходящий по жертвеннику, осеняющий алтарь и со всех сторон святую трапезу окружающий”. А затем, когда Сергий хотел причаститься, “божественный огонь свернулся, как некая плащаница и вошел в святой потир; так святой и причастился”. О том, что преподобному Сергию было дано чудесное мистическое знание, говорят и многие другие факты, приведенные в его Житие, – исцеления больных, изгнания бесов, и даже воскресение из мертвых в частности умершего отрока.

 

К Сергию Радонежскому являлась, и Богородица и это явление было уникальным тем, что святой Сергий стал первым иноком на Руси, который удостоился видения Богородицы. Никто на Руси не мог сказать до Сергия, что он видел Богородицу. Тем самым через святого Сергия, Матерь Божья как бы обращает своё внимание на Русь и становится покровительницей Руси. Через Святого Сергия Русь получила единение с Богом, а сам Святой Сергий через благословение Димитрия Донского разбить монголо-татар как бы объединяет русский народ из удельных княжеств во единую нацию.

Необходимо также сказать о том, что подвижническая деятельность преподобного Сергия Радонежского положила начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество. Старцы – это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. В целом же, своим духовным авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество.

Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным “светильником” для современников и потомков – человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. Жизнь святого Сергия — это безмолвная проповедь для всех.

Жизненный путь “великого старца”, как его называли, выглядит  парадоксальным – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал духовным предводителем русского народа.