В 1884 году, когда Николаю было всего 16 лет, он впервые встретился с 12-летней принцессой Алисой Гессенской. Она приехала на бракосочетание своей старшей сестры Эллы с великим князем Сергеем Александровичем Романовым. Юная принцесса была поразительно красива. Между Николаем и Алисой зародилась дружба, а затем святая беззаветная любовь.
В 1889 году, когда Цесаревичу исполнился 21 год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Но от отца он получил отказ: «Ты очень молод, для женитьбы есть еще время, и, кроме того, запомни следующее: ты – Наследник Российского престола, ты обручен России, а жену мы еще успеем найти».
Николай смирился перед волей отца и стал ждать. Через пять лет, весной 1894 года, видя твердое решение своего сына, его терпение, Император Александр III и Императрица Мария Феодоровна дали свое благословение на этот брак.
Цесаревич убедил принцессу Алису принять Православную веру. С глубокой любовью он говорил ей: «Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри, и как торжественны и величавы наши Богослужения, Вы полюбите, и ничто не будет нас разделять». Чин присоединения ее к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский.
Во время миропомазания она была наречена Александрой в честь святой Царицы-Мученицы. В тот знаменательный день августейшие жених и невеста после Таинства Покаяния вместе причастились Святых Христовых Тайн. Всей душой, глубоко и искренно приняла Александра Феодоровна Православие. «Твоя страна будет моей страной, – говорила она, – твой народ – моим народом и твой Бог – моим Богом» (ср.: Руф. 1, 16).
Коронация состоялась в Москве в мае 1896 года. В Успенском соборе, где всегда по традиции проходило Венчание на царствование, на паперти собора митрополит Сергий зачитал перед Императором и высшим духовенством соборное послание, в котором объяснялось, почему Царь как Помазанник Божий удостаивается еще раз Миропомазания, которое получает каждый христианин только один раз в жизни при Крещении: «Сему причина та, что как нет бремени выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Через помазание видимое да подастся Тебе невидимая сила, свыше действующая, к возвышению Твоих царских доблестей, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».
После того как Император Николай II прочел Символ веры, он облачился в порфиру и венец, взяв в руки державу и скипетр. Затем, опустившись на колени, в коронационной молитве горячо молился за Россию и ее народ.
Баронесса София Буксгевден, лично присутствовавшая на коронации, вспоминает: «Император короновал себя сам, приняв корону из рук митрополита. Императрица опустилась перед ним на колени, и Государь, сняв свою корону, коснулся ее лба своей супруги. Затем он взял корону меньшего размера и возложил ее на голову Императрицы. В этот момент во всех церквах Москвы зазвонили колокола. На вершине знаменитого Красного крыльца Императорская чета повернулась к народу и низко поклонилась три раза. Этот обряд символизировал их приветствие стране».
Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей. «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, – писала в дневнике Государыня, – и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности».
Августейшая семья вела замкнутый образ жизни. Они не любили торжеств и громких речей, этикет был им в тягость. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. «А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!» – вспоминал архиепископ Феофан Полтавский, духовник Царской Семьи.
По вечерам Царь часто читал вслух в семейном кругу. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились…
Отношения августейших супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью.
«Отныне нет больше разлуки, наконец, мы соединены, скованы для совместной жизни, и когда здешней жизни придет конец, мы встретимся опять на другом свете, чтобы быть вечно вместе. Твоя, твоя», — такова запись, сделанная рукой Александры Феодоровны в дневнике Императора Николая II
«Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! – записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. – Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойными столь великой Его милости».
В материале использовались выдержки из книги Альфреда Мирека «Император Николай II и судьба православной России»