Владыка Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 г. в семье причетника церкви села Чашникова Верейского уезда Московской губернии. У отца его сельского дьячка Ивана Андреевича было 22 ребенка. Мать свою, Ольгу Ивановну, урожденную Грузову, будущий владыка называл Христовой крестоносицей. В возрасте 5–6 лет юный Николай перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ослеп на один глаз. Но все же под руководством отца он выучился читать и к 8 годам прочитал Библию (3 раза) и многие духовные книги. Начальное образование будущий владыка Никон получил в Заиконоспасском, а затем в Перервинском духовных училищах. В 1868–1874 гг. он обучался в Московской духовной семинарии. Будучи семинаристом, Николай Рождественский увлекался иконописанием и посещал живописные классы

Строгановского училища. Там же в семинарии он издавал рукописные «Памятные записки ученика семинарии» с периодичностью 50 номеров в год (ныне они хранятся в РГБ).

После окончания Московской семинарии Н.И. Рождественский выполнил свое заветное намерение – оставить мир, он стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря. Там Николай жил в келье своего духовного отца, настоятеля монастыря архимандрита Леонида (Кавелина). 18 октября 1877 г. Николай Рождественский был определен в послушники Троице-Сергиевой Лавры, куда последовал за архимандритом Леонидом, назначенным ее настоятелем. В этом звании он проходил послушание помощника Лаврского библиотекаря. В 1880 г., находясь на излечении в монастырской больнице, Николай принимает монашеский постриг с именем Никона. 16 мая 1882 г. о. Никон был посвящен в иеродиакона, а 23 мая того же года – в иеромонаха. Многогранная издательская деятельность Никона началась в 1879 г., когда он стал издавать специально для простого народа «Троицкие листки» – маленькие по объему, не более 10 страниц, и ценой в одну копейку проповедническо-просветительские брошюры, которые пользовались большой популярностью среди богомольцев и в немалом количестве рассылались по всей России. В 1879– 1899 гг. тираж этого издания доходил до 90 миллионов. Проект данной публикации был одобрен и получил благословение епископа Феофана Затворника. В 1900 г. Никону за издание «Троицких листков» была присуждена премия митрополита Макария. Деятельностью иеромонаха Никона в роли редактора «Троицких листков» был очень доволен К.П. Победоносцев. Просуществовало это издание до конца 1917 г.

22 января 1885 г. о. Никона возвели в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря. 15 июля того же года он был награжден набедренником. 27 ноября 1885 г. император Александр III «во внимание к издаваемым им «Троицкими листками» пожаловал 500 руб. к капиталу, употребляемому на издание. В том же году была издана книга о. Никона «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (выдержала пять изданий; последнее – в 1989 г.). В 1885 г. книга будущего владыки Никона была удостоена Св. Синодом премии митрополита Макария. 17 марта 1887 г. о. Никон был награжден наперсным крестом. 8 апреля 1891 г. за полезные труды по изданию «Троицких листков» ему было преподано благословение Св. Синода с выдачею грамоты. В 1892 г. иеромонах Никон был утвержден действительным членом учрежденного Собора Лавры с исключением из Донского монастыря.

25 сентября 1892 г. иеромонах Никон был возведен в сан архимандрита, а 15 июня 1893 г. – утвержден в должности казначея Лавры. 14 мая 1896 г. в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны архимандрит Никон был награжден орденом св. Анны III ст. При посещении Лавры в июле 1898 г. королем Румынии Карлом I архимандрит Никон был пожалован орденом Румынской короны III степени. 6 мая 1899 г. о. Никон получил орден св. Анны II ст. «За особые труды, усердие и ревность по благоустройству Чашниковской им. Императора Александра III второклассной школы Московской губернии» архимандрит Никон был награжден Библией, выдаваемой от Св. Синода.

В 1890-х гг. о. Никон сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в том числе с «Русским обозрением» и «Русским словом». 9 июля 1901 г. архимандрита Никона назначили председателем Совета училища иконописания. 1 февраля 1904 г. за 25-летнюю выдающуюся деятельность по изданию «Троицких листков» (они вышли общим тиражом свыше 114,5 млн. экземпляров) и усердное проповедание в храме слова Божия о. Никон был награжден орденом св. Владимира III ст. В 1902 г. им же стал издаваться школьный журнал «Божия Нива», который выходил до 1917 г. Книжно-издательская деятельность о. Никона дала возможность Троице-Сергиевской лавре приобрести собственную типографию, обеспеченную значительным капиталом, скопившимся от продажи его изданий.

6 марта 1904 г. архимандрит Никон был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. Хиротония владыки Никона состоялась 14 марта в Александро-Невской Лавре. Но уже 8 ноября 1904 г. он перемещается на кафедру епископа Серпуховского, викария Московской епархии и утверждается настоятелем Московского Свято-Данилова монастыря. События революционной смуты 1905 г. повлияли на дальнейшее служение владыки в Москве. Он неоднократно в своих проповедях высказывал свое неприятие происходящего, владыка резко обличал «подпольных крамольников», мечтающих «весь мир поработить себе». Деятельностью епископа Никона была раздражена революционно настроенная часть общества, назвавшая проповедь архиерея «погромной». К тому же Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) давно уже желал «освободить» Москву от владыки Никона за то, что он вносит «и в проповедь, и в печатные статьи политику». Все это стало причиной нового перемещения владыки.

С 22 августа 1906 г. Преосвященный Никон – епископ Вологодский и Тотемский. Являясь почетным членом МДА, епископ Никон в 1909 г. стал организатором и председателем Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре. С 1910 г. владыка Никон стал издавать еще один журнал – «Троицкое слово». В статьях Преосвященного Никона воссоздается картина церковно-общественной жизни России первых десятилетий XX столетия. Истоки современной «смуты», которая «как ядовитый туман окутала нас со всех сторон», епископ Никон видит как в «происках мирового иудео-масонства», так и в отступлении русского народа от веры отцов – Православия. Вина за это отступление лежит, по мнению владыки, прежде всего, на внесословной интеллигенции, преклонившейся перед «современным ваалом безбожия и безначалия», перед идолом «прогресса». Архиепископ Николай Японский, уподобляя обличительные статьи владыки Никона ветхозаветным пророчествам Иеремии, называл их иеремиадами.

29 мая 1912 г. Преосвященный Никон, согласно собственному прошению, был уволен от управления Вологодской епархией. Тогда же владыка Никон по настоянию старца Григория Распутина стал членом Св. Синода. Вскоре он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем издательского совета при Синоде. В 1906– 1915 гг. владыка Никон – член Государственного Совета. В 1913 г. .архиепископ Никон был командирован Св. Синодом на Афон для расследования возникшей среди русских монахов смуты по вопросу о имени Божием. Миссия архиерея закончилась принудительным выселением имябожников с Афона.

В 1916 г. 6 июля Никон был уволен по болезни, согласно прошению, от должности председателя Издательского совета при Синоде и поселился на покое в Троице-Сергиевой Лавре. Известно одно из его писем Патриарху Тихону о «гнусном» времени, наступившем после революции 1917 г. Преосвященный Никон отмечает, что в такие дни верные чада Православной Церкви призываются не только к подвигу исповедничества, но и «к несению крестных страданий подобно мученикам первых веков христианства». В своем послании от 15 августа 1917 г. Всероссийскому Церковному Собору владыка Никон утверждал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории опозоренная клеймом измены Божию призванию…»

Скончался архиепископ Никон (Рождественский) 30 декабря 1918 г. (12 января 1919 г.) и похоронен у восточной стены Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры*.

*По некоторым данным – жестоко изуродован и убит, даже обезглавлен революционной чернью.