1701 г. — Царь ПЁТР I издал указ о создании в Москве школы математических и навигацких наук — первого в России военно-морского учебного заведения. До петровских реформ школы как системы образования в России не существовало.
Относительно высокая грамотность населения обеспечивалась православными церквами и монастырями, но их заботой была подготовка богословских кадров. Особенно плохо дело обстояло с математикой. Вся арифметика сводилась к сложению и вычитанию, и только при Петре стало обязательным изображать числа арабскими цифрами. Потому понятно, почему царь, замысливший грандиозные преобразования, во главе первой в государстве светской школы поставил одного из ближайших своих сподвижников ближнего боярина Федора ГОЛОВИНА, имевшего к этому времени звания генерал-адмирала и генерал-фельдмаршала.
Первоначально школу предполагалось разместить в Замоскворечье, но там было мало места, и ее перевели в Сретенскую башню, возведенную на месте старых Сретенских ворот города. Башню чаще называют Сухаревой в честь несшего здесь службу и сохранившего во время бунта верность царю стрелецкого полковника Лаврентия СУХАРЕВА. К 3 преподавателям-англичанам во главе в профессором Генри ФОРВАРСОНОМ скоро был добавлен Леонтий МАГНИЦКИЙ, которому поручили в кратчайший срок создать учебник на русском языке по математике и кораблевождению. Иностранцам платили по 150—250 рублей в год, Магницкому — 90. Он многие годы заведовал учебной частью школы, а его написанная к осени и напечатанная в 1703 году в количестве 2400 экземпляров «Арифметика» стала, по определению Михаила ЛОМОНОСОВА, «вратами учености», через которые прошли несколько поколений учеников.
В школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фехтованию, затем морским наукам — навигации, астрономии, географии. Первоначально в ней было 180 учеников, а 5 лет спустя уже 500. В основном это были дети дворян и гвардейских солдат. В 1705 году состоялся первый выпуск — 64 человека. Тем же, кто пытался уклониться от учебы (касалось это молодых бояр и дворян), Петр грозил отнятием имения, а в 1714 м 1715 годах всех неявившихся в школу отправил на каторжные работы «бить сваи».
По примеру Навигацкой школы были созданы Медицинская, Инженерная, Артиллерийская, завершилось же петровская образовательная реформа образованием Академии наук. Но все равно к концу XVIII века на всю огромную Россию приходилось только 315 школ, в которых обучалось 20 000 человек. Только при императоре АЛЕКСАНДРЕ II после отмены крепостного права реформы охватили всю страну, и школа обрела знакомые нам формы.